Автомобильный сайт - За рулем

Автомобильный сайт - За рулем

» » Рпц и православная церковь в америке. Православная америка глазами российской студентки

Рпц и православная церковь в америке. Православная америка глазами российской студентки

Многие восторгаются тем, какие красивые и величественные древние европейские церкви. Однако Америке тоже есть, что показать. Ведь если церковь молодая - это не значит, что она обязательно некрасивая. Вы можете быть удивлены тем, какие пейзажи откроются перед вашими глазами, если вы решите посетить самые красивые и впечатляющие церкви Соединенных Штатов.

Собор Сент-Джон Божественный

Этот собор находится в 20 минутах езды от площади Таймс-сквер в Нью-Йорке, он занимает собой целый квартал и к тому же невероятно высок. На самом деле, это единственная в мире церковь, которая превышает по размерам базилику Святого Петра в Ватикане. Постройка из известняка и гранита настолько впечатляет, что способна потягаться с любой европейской церковью.

Вашингтонский кафедральный собор

В Вашингтоне нет нехватки церквей, но нет более примечательной, чем Вашингтонский кафедральный собор. Этот собор стал местом, где проводятся похороны всех великих людей - 21 президент и другие значимые для страны личности были похоронены именно тут. Его внешний вид также поражает и может задать конкуренцию европейским церквям. Стоит отметить также очень эксцентричную деталь - на одной из башен недавно воздвигли статую Дарта Вейдера в качестве современного символа зла.

Кафедральный собор Сент-Мэри

Удивительно и потрясающе, что этот кафедральный собор еще существует. Впервые он был построен в 1899 году и вскоре стал приходской школой. В 1920 году здание было перестроено, хотя и испытывалась сильная нехватка ресурсов из-за последствий Первой мировой. К 1960 году многие жители покинули регион, и в 1988 году собор был подготовлен к сносу, но все же в последний момент были выделены деньги на капитальный ремонт и спасение 26 девятифутовых статуй ангелов.

Кафедральная базилика Святого Людовика

Архиепископы из Сент-Луиса в начале двадцатого века были невероятно настойчивы в своем стремлении построить кафедральную базилику Святого Людовика. Даже разрушительный торнадо не смог остановить их в сборе одного миллиона долларов на возведение собора в византийском и романском стилях. В 1908 году был заложен краеугольный камень, а собор был посвящен Христу и королю Людовику IX.

Собор Святого Павла

Собор Святого Павла был построен в 1907 году, когда местный архиепископ заметил растущую необходимость в более вместительном месте поклонения для местных жителей. Сам собор был создан в стиле бозар. В 2012 году Ватикан объявил, что у этого собора есть «узы духовной близости» с базиликой Святого Петра, то есть если вы совершите духовное паломничество в этот собор, это будет приравнено к паломничеству прямо в Ватикан.

Часовня тернового венца

Эта часовня расположена глубоко в горах Озарк и построена на сотне тонн камней, что позволяет ей практически полностью сливаться с окружающей местностью. Эта конструкция имеет 48 футов в высоту и 425 окон, из которых открывается чудесный вид на окружающий лес. Житель Арканзаса Джим Рид однажды выкупил эту землю, чтобы построить себе здесь дом на старость, но вместо этого решил создать умиротворенное место, где путешественники бы могли без помех помолиться.

Собор Святой Девы Марии в Хай Хилл

Есть несколько ярко окрашенных церквей в этой оживленной немецко-чешской области между Хьюстоном и Сан-Антонио, но именно эта известна как королева среди всех. Церковь была построена в 1906 году и имеет 18 витражей, изображающих библейские сцены. Они были куплены в Германии местными жителями и пожертвованы собору. Внутри вы также найдете резные статуи, фрески и многое другое.

Мемориальная пресвитерианская церковь

Данная церковь является самой старой пресвитерианской церковью во Флориде. Она была построена Генри Флаглером в память о его дочери, которая умерла из-за осложнений во время родов. Ее дизайн вдохновлен венецианским стилем Ренессанс (а именно собором Святого Марка). Церковь имеет 150-футовый купол с 20-футовым греческим крестом на верхушке.

Базилика Святого Людовика, короля Франции

Базилика Святого Людовика, из которой открывается вид на известную площадь Джексона, является старейшей непрерывно используемой церковью в Соединенных Штатах. Базилика была построена в 1720 году и посвящена французскому королю Людовику IX, тогда там крестили как колонистов, так и рабов. К сожалению, оригинальная церковь сгорела дотла в 1788 году и была перестроена в 1794 году.

Кафедральный собор Грейс

Кафедральный собор Грейс в Сан Франциско был построен по образу и подобию собора Парижской Богоматери во Франции. Сложные витражи, украшающие церковь, были вдохновлены различными библейскими сюжетами. Эти витражи были сделаны в средневековом стиле, история рассказывается снизу вверх, как бы поднимаясь к Богу.

Часовня странников

Часовня странников расположена примерно в 45 минутах езды от Лос-Анджелеса и представляет собой идеальное сочетание природы и архитектурного гения. Эту часовню также называют "стеклянной", так как она практически вся сделана из стекла, чтобы изнутри открывался потрясающий вид на окружающие леса. Создана она была Ллойдом Райтом, сыном известнейшего архитектора Фрэнка Ллойда Райта.

Собор Святого Андрея

Этот собор расположен в историческом районе Гонолулу и служит напоминанием о долгой англиканской епископальной истории Гавайев. Этот первый готический собор на Гавайях был построен по инициативе британской королевской семьи, которая даже подарила часть своих королевских садов для размещения на территории собора. Завершено строительство было в 1886 году.

О том, в чем специфические отличия Православия на американской земле и с какими вызовами оно сейчас сталкивается, – продолжение беседы с протоиереем Петром Перекрестовым , ключарем собора в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» в Сан-Франциско.

В Америке нет понятия «зайти в храм»

– Отец Петр, а каково сейчас быть православным в Америке? Исповедовать православную веру в последнее время стало сложнее, или принципиально ничего не изменилось?

– Многие люди не знают, но Православие в Америке сегодня на подъеме. В Православие переходит немало американцев. Приведу хотя бы такой пример: на юге США был очень почитаемый архиерей-американец Православной Церкви в Америке архиепископ Димитрий (Ройстер), он за 30 лет открыл в южных штатах около 60 совершенно новых православных американских приходов. Владыка Димитрий, действительно, считается «апостолом» южных штатов США.

Южные штаты – Миссисипи, Юта, Алабама, Луизиана, Южная Каролина, Теннесси, Арканзас, Джорджия, Северная Каролина и Оклахома – это вам не Голливуд и не Америка больших городов. Они образуют так называемый «Библейский пояс», который главным образом составляют баптисты. Баптисты, как правило, люди, искренне любящие (пусть по-своему и вне истинной Церкви) Христа и Священное Писание, и в этом «Библейском поясе» огромный потенциал для Православия. Когда эти баптисты переходят в Православие, у них остаются та же любовь ко Христу, то же знание Священного Писания, что было прежде, но они теперь приобретают и подлинную Церковь, соборную и апостольскую, им открывается церковная полнота, в том числе и мир святых отцов. Эти новообращенцы из баптистов активно проповедают Православие, рассказывают о вере своим друзьям и коллегам на работе, соседям. Плюс, если раньше у баптистов они давали десятину, то в обязательном порядке будут давать десятую часть дохода уже на свой новый православный приход. Эта материальная поддержка позволяет миссионерскому делу расти.

Еще пример. У нас в Сан-Франциско регент славянского хора на ранней Литургии не выходец из России и не потомок старых эмигрантов, а чистокровный американец, Джон. Он сам изучил церковнославянский язык и церковный устав и теперь управляет церковным хором, который поет именно на церковнославянском. За 6–7 лет управления хором он ни разу не пропустил Литургию (разве что когда был в отпуске) и не опоздал на нее. Он женат на православной вдове, тоже американке, у них трое детей.

Словом, в Америке совершенно удивительные люди переходят в Православие, у каждого уникальный путь, уникальная история. Я удивляюсь тому, насколько они, как правило, интеллигентны и насколько осознанно приняли решение о переходе в Православие. Ведь для них Православие – не традиция, не часть своей, американской культуры; они порой сталкиваются с недопониманием со стороны своих близких, в своих семьях, от них члены семьи иногда даже отказываются…

У нас в епархии половина духовенства – американцы

У нас в соборе служба большей частью на церковнославянском языке. Казалось бы, зачем этим православным американцам такая «головная боль»: длинные службы, все стоят, язык непонятный. Но у этих православных американцев удивительная любовь к русскому Православию, да и через Православие – к России! . Он чистокровный американец, приехал на постоянное жительство в Россию, у него восемь человек детей. Он для американцев создал новый потрясающе интересный сайт на английском языке – о Православии, сайт называется «Russian Faith» .

Еще лет 25 назад говорили, что Православие в Америке – самая большая тайна! А сейчас практически в каждом более или менее крупном городе есть православные храмы. У нас в епархии половина духовенства – американцы, выходцы из Католической или Англиканской церквей. Отчасти благодаря интернету многое можно легко узнать и увидеть.

– А с чем связано то, что так много американцев стало переходить в Православие?

– Американцы в целом – религиозные люди. Вы знаете, в Америке, например, нет понятия «зайти в храм». То есть человек в храм приходит не свечку поставить или посидеть на лавочке, а приходит именно на богослужение. Согласно официальной статистике, в США около 40% американцев еженедельно ходят (не «заходят») на богослужения (в Англии, например, 1% процент населения это делает!), причем присутствуют на службе с начала и до конца.

– А почему люди все-таки переходят именно в Православие? Или, в принципе, так же много переходит и в католичество?

– Хочу уточнить: когда говорят, что многие переходят в Православие, имеют в виду это «многие» не в количественном отношении, а в процентном.

Я дружу с православным священником в Солт-Лейк-Сити, в этом году в Великую субботу он крестил сразу 28 человек, все взрослые, прошедшие катехизацию. Другой мой знакомый священник, из города Риверсайд (близ Лос-Анджелеса), – очень смелый человек; у него 10 детей, все они получили домашнее образование, и у него катехизис – подготовка к крещению – длится круглый год: 12 месяцев. Если кто не желает проходить катехизис, этот священник таких людей не крестит, говорит: «Идите в другой храм». Его оглашенные весь год должны ходить каждую среду на катехизические беседы, а каждое воскресенье в обязательном порядке приходить на Литургию. И он также крестит взрослых раз в год – в Великую субботу. У него еще 50 человек не набиралось, но по 40 человек за один год бывало не раз. Представьте себе: 40 человек в год – это 400 человек за 10 лет, причем сознательных и активных верующих!

Люди не могут оставаться в церкви, подгоняющей Священное Писание под себя, и поиск Истины приводит к Православию

Почему переходят именно в Православие? Порой некоторые католические или протестантские общины отходят от традиционных устоев, особенно что касается браков и гендерных вопросов. И для некоторых прихожан это просто убийственно. Они не могут больше оставаться в церкви, которая подгоняет Священное Писание под себя. И тогда у этих людей начинается некий кризис и вместе с тем поиск, в результате которого они и могут прийти к Православию.

К каждому человеку, приходящему в храм, у нас индивидуальный подход. Православная Церковь не делает политических заявлений, не занимается морализаторством. Традиция Церкви – учение Христово, и Православная Церковь старается быть верной этой Традиции. Правда, в Америке есть разные православные юрисдикции, в том числе более либеральные, некоторые представители таковых идут на уступки. Довольно грустно, когда из уст православных священников раздаются неожиданные призывы, которые могут быть истолкованы как уступки в вопросах брака и гендера. Так, недавно митрополит Каллист (Уэр) написал предисловие к очередному выпуску журнала «The Wheel», в котором обсуждался вопрос однополых «браков». Весьма прискорбно, что он в этом тексте высказался довольно двусмысленно и соблазнительно. Возможно, причина в том, что он из академической среды. Людям, которые преподают в известных учебных заведениях или в них учились, очень важно, чтобы их признавали в этой среде. Там такие давление и прессинг, что им очень трудно сопротивляться: либо надо молчать, а если высказываться, то идти на компромиссы.

Бывает даже такое. Иногда к нам в Сан-Франциско приезжают люди и плачут, описывая, что у них происходит на приходе, кого у них (например «зарегистрированные» однополые пары) допускают к Причастию… Этих приехавших такое явление весьма смущает. Слава Богу, что это пока у православных исключение, как я полагаю.

Теперь в любом городском храме (и не только) у прихожан сын или дочь могут заявить о своей, как это принято говорить, «нетрадиционной ориентации». А если таких детей уже несколько среди прихожан? Что тут делать? Как не оттолкнуть их от Церкви, как священникам поступать, как не идти на компромисс, как найти нужные слова и подход, чтобы людям дать возможность пребывания в Церкви и спасения?..

– Так те, кто выбрал для себя эту «нетрадиционную ориентацию», сами же отошли от Церкви! А что, бывает, что их допускают к Причастию?

– Увы, в каких-то случаях уже допускают. Даже людей, которые открыто состоят в сожительстве со своим «партнером». Пока это еще не мощное какое-то движение, но оно имеет место быть в некоторых либеральных юрисдикциях Поместных Православных Церквей. Это такой вызов, и мы должны найти язык, как достойно говорить на эту тему, и вместе с тем найти путь к сердцам людей, чтобы они придерживались учения Христова. Господь же пришел не праведников спасать, а грешников; Господь призывает не к жертве, а к милости. И грешников Христос всегда наставляет: «Иди, и больше не греши!»

Что такое Православие? Это неизменяемая Христова вера в изменяемом мире. И в каждое время Церковь и ее представители должны находить подходящий язык для общения с людьми, должны найти подход, с одной стороны, бескомпромиссный, а с другой стороны, такой, что трогает сердца и зажигает желанием жить по-евангельски.

Брак – не лицензия на вседозволенность в интимном плане

– Но тот, кто начинает придерживаться «нетрадиционной ориентации», уже отступает от учения Христова.

– Увы, это в принципе делает каждый человек, который вступает в блудное сожительство или просто совершает грех блуда. Ведь блуд для христианина – нетрадиционная в Евангелии ориентация, нам чуждая. В принципе и блуд, и «нетрадиционная ориентация» – из одной и той же категории – категории плотской страсти, хотя, конечно, есть разница. Но разве блуд – это поступок для христианина естественный?

По моему мнению, все начинается с разрушения института семьи, где у нас настоящий провал. Мы разводимся, мы не создаем домашней Церкви, мы изменяем, мы увлекаемся порнографией… Мне кажется, что ключевой момент в нашем отношении к семье и к гендерному вопросу – проблема целомудрия. Это главный вопрос. Когда мы получаем ответ именно на этот вопрос: «Каково место целомудрия в учении Христовом, в жизни христиан?», все становится на свои места.

Еще следует учесть, что порой в наших православных семьях есть извращения в интимной жизни супругов. Об этом замалчивается, и об этом мы не говорим с амвона, не можем… Есть извращения, после которых, по правилам Никодима Святогорца, шесть лет нельзя причащаться! И наши православные люди об этом не знают, а может, и не подозревают! Или говорят: «А мне / моему мужу это нравится!» Современные фильмы часто показывают это извращение. Если раньше в кино любовная сцена начиналась с поцелуя, то сейчас с другого…

Когда люди вступают в брак, мы молимся, чтобы Господь сохранил их ложе нескверно. Брак – это не лицензия на вседозволенность в интимном плане. Когда мы сами извращаем в семейной жизни эту близость, неудивительно, что извращение проникает все дальше и дальше и ведет к еще большим извращениям, в том числе и к извращению в «однополом» плане.

– То есть кризис идентичности начинается с семьи?

Идет процесс феминизации мужчин: они безответственны, перестали быть лидерами в семье

– Меня поражает, как это современный человек может не знать, кто он – мужчина или женщина! Как мы дошли до такого состояния? Когда я рос, вообще не задавался этот вопрос: кто я – мужчина или женщина? Уже немало лет на Западе идет процесс феминизации мужчин: мужчины становятся безответственными, нерешительными, они перестали быть лидерами в семье. Я знаю взрослых людей, которые занимают высокие должности, получают хорошие зарплаты, но играют в видеоигры, смотрят порнографию. Как можно строить семью и общество на таком мужчине? Это проблема и российская, правда, внешне мужчины «мужеподобные», но в плане решительности, ответственности, лидерства, примера в воздержании и умеренности – полный кризис.

И, наоборот, многие женщины теперь стали мужеподобными. Не в плане подвижническом, по подвигу, как в богослужебных текстах, а агрессивными, перестали быть нежными, кроткими, добиваются своего, пилят своих мужей и прочее. Правда, из-за того, что мужчины «сдали» свои позиции как лидеры, как примеры, как охранители, женщинам поневоле пришлось исполнять роль не только матери, но и брать на себя роль отца! И вот дети живут в таком обществе, где слабый, женообразный, поверженный страстями мужчина и мама принимает все решения. Может быть, она вынуждена это делать, но получается каша, разрушается структура семьи как домашней Церкви. А диавол пользуется этой кашей. Отсюда, в частности, и современный кризис идентичности.

Чтобы человеку понять свое место в мире, нужна отправная точка, и эта точка – Бог

Сегодня тема идентичности – практически тема № 1 на Западе: кто я? Поскольку человек отошел от Бога, он ищет: кто я – мужчина, или женщина, или что-либо иное? где мое место в мире сем? Современный человек, если куда едет без своего телефона, растерян: без навигатора он тут же теряет дорогу, не знает, где он, куда ему надо ехать и когда он туда доедет. Но наш действительный «навигатор­» по жизни – это, конечно, Господь Бог. И пока Господь Бог был нашим Навигатором, люди знали, кто они, где они, знали свое место, знали, куда они направляются и как туда добраться. Чтобы человеку в полной мере понять свою человечность и свое место в этом мире, нужна отправная точка – и эта точка, разумеется, Бог. А ныне немалая часть человечества отказалась от этого Навигатора!

– А вообще в Америке нет пока такого, чтобы неприятие гей-браков и тому подобного как-то сказывалось на возможности придерживаться своей веры, ходить в храм?

– На возможности ходить в храм – абсолютно никак. Сан-Франциско – довольно либеральный город. Я однажды подумал: что бы я ответил человеку, который пришел бы к нам и сказал, что вы такие-сякие отсталые и ваш храм надо закрыть? Я, наверное, сказал бы следующее: «Во-первых, будьте немного более толерантными. Если вы говорите, что наш храм надо убрать, значит, у вас нет никакой толерантности. Если вы действительно хотите разнообразия в нашем городе, не закрывайте наш храм, в обратном случае все люди будут одинаковыми и город перестанет быть “толерантным”». Еще я порой этим людям могу сказать: «Будьте немного более широко мыслящими!» И это, конечно, их бесит. Им ведь кажется, что это они самые широко мыслящие, а мы – узкие ретрограды.

У нас в Русской Зарубежной Церкви православное духовенство, как правило, всегда ходит по улице в подрясниках. Я не могу говорить про всю Америку, только про Калифорнию, но отношение ко мне как к священнику весьма доброжелательное. Правда, меня в Сан-Франциско иногда воспринимают как… старого хиппи. Я «крутой», потому что у меня длинные волосы и этот «халат» – он тоже интересный. У нас любят интересных, разнообразных и колоритных людей.

Господь поставил в эту ситуацию, и мы должны находить выход

– Но это же разнообразие в строго установленных рамках, и эта толерантность, мне кажется, имеет свои четкие границы, за пределами которых превращается в свою противоположность – в нетерпимость к тому, что за ними находится. То есть это весьма хитрая идеология: разнообразие без настоящего разнообразия.

– Да, но Господь нас поставил в эту ситуацию, и мы должны как-то находить выход. У нас нет выбора. В России больше выбора. Если взять Москву, в ней тысячи храмов и большое разнообразие. Есть очень разные священники, порою с совершенно полярными взглядами.

Я сам оказался в Сан-Франциско не благодаря сознательному выбору, а волею судеб. И раз Господь меня сюда поставил, то я должен совершать свое спасение в данных условиях и по возможности помогать в этом другим людям. Среди приходящих в наш собор (в том числе и гостей из России) есть и люди с «нетрадиционной ориентацией». Мы должны их выслушать и определить, есть ли у них желание жить в чистоте и следовать Слову Божию, есть ли покаяние и жажда новой жизни, и если да, то им на этом пути помочь. Впрочем, известно ли вам, что до своего перехода в Православие Евгений Роуз – будущий иеромонах Серафим – страдал и поддавался «нетрадиционным» пристрастиям?

– Нет, не знал.

– Об этом он пишет в своих письмах, которые опубликованы. Однако когда Евгений Роуз перешел в Православие, он, естественно, совершенно отказался от этих пристрастий и пребывал в чистоте. Была ли, продолжалась ли у него внутренняя борьба с этой страстью и греховными помыслами, это под вопросом, не мне знать. Но даже про многих святых, которых мы видим на стенах храма, мы не знаем, какая у них была главная страсть, с чем они боролись. Отец Серафим преодолел свои страсти, отрекся от «ветхого человека» и стал верным ревнителем Православия и миссионером, достиг настоящих высот духовной жизни.

Конечно, сегодня общество, особенно в крупных городах, подталкивает людей к такому образу жизни. Модно среди девушек иметь «такого» друга мужского пола, потому что он не является для них угрозой. Плюс он приоткрывает девочкам секреты мужского мира, что девочкам особенно интересно. Но если мы можем сказать молодым людям, поддавшимся этому влечению, этой страсти, что такой ревнитель благочестия, как отец Серафим (Роуз), тоже этим в молодости страдал, что у него, как у тебя, тоже были похожие искушения, но он их с Божией помощью преодолел, то это будет для молодежи большой помощью и подаст надежду. Таким людям тоже нужны герои, которые побороли свои страсти.

Немало американцев внутренне чувствуют, что их страна коренным образом меняется и порой уже изменилась, что происходит что-то нехорошее, и они стараются этому плохому сопротивляться.

Слово «образование» происходит от слова «образ». Чем ближе мы к образу Божиему, тем больше ОБРАЗованы

– И получается сопротивляться этим пагубным переменам? Каким образом?

– К примеру, в Америке сейчас очень мощное движение домашнего обучения детей. Официально больше 2 миллионов детей обучаются дома. Это свидетельствует о том, что уровень образования падает, порой обучение превращается в индоктринацию. А также говорит и о желании родителей взять формирование и воспитание детей в свои руки, а не слепо доверять системе. Для нас, христиан, слово «образование» происходит от слова «образ». Чем ближе мы к образу Божиему, тем больше мы ОБРАЗованы.

У нас в Западно-Американской епархии есть приход, который состоит главным образом из бывших протестантов. Приход открыл полноправную частную приходскую школу (что-то вроде православных гимназий в России) в своем регионе, а там довольно много агностиков и людей либо равнодушных к религии, либо увлекающихся движением нью-эйдж. И вдруг к этой школе, а там тогда училось около 30–40 детей, начало проявлять активный интерес местное население. У священника и школьной администрации возник вопрос: принимать ли в приходскую школу неправославных детей? Решили принимать. Сейчас в эту школу очередь, запись, строится второй корпус, столько желающих в ней учиться. И уже четыре неверующих семьи, которые послали своих детей в эту школу, перешли в Православие.

А проблема «нетрадиционной ориентации», о которой мы сейчас немало говорили, ­– не актуальна для нашего прихода. Она на данном этапе скорее проблема современного общества, с которой приходится сталкиваться нашим семьям и нашим детям.

– Извините, я задам такой, возможно, не очень приятный вопрос: а вдруг ситуация дойдет до того, что из Америки придется бежать, уезжать? Может такое быть, что давление дойдет уже до крайней степени?

– Я предпочитаю не думать слишком много о будущем, наперед. Предпочитаю действовать по-евангельски: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 6: 33–34).

Я вообще не люблю сравнивать, где лучше, где хуже. После 55 лет жизни, как мне кажется, везде становится хорошо. Для меня достаточно прожить сегодняшний день, мне самому уже надо к смерти готовиться. Я люблю Калифорнию, люблю Россию, люблю Святую Землю и Афон – везде хорошо, и везде можно чему-то научиться. А если настанут трудные времена (а не живет ли мир постоянно в кризисах и трудных временах?), то буду надеяться, что Господь Бог нам укажет, что делать и что говорить. Но учтите, что военному нельзя бежать со своего поста и семьянину бросать своих детей.

На днях мне знакомый говорит: «У вас в Калифорнии землетрясения. Вы не боитесь?» Я ответил ему: «Боюсь – не боюсь… но если Господь меня сюда поставил, как я могу бросить мощи владыки Иоанна? Я, что, убегу, а все прихожане и духовные чада погибнут? Это как-то не очень хорошо для пастыря, не по-евангельски».

В Америке Православие новое, как ребеночек

– А какие еще есть специфические особенности или проблемы, характерные для Православия в Америке?

– Американское Православие весьма разнообразное. В России, можно сказать, Православие зрелое, историческое, ему уже больше тысячи лет. В России – древние обители, многочисленные мощи; русская земля пропитана кровью новомучеников – это что-то потрясающее. Но вместе с тем здесь Церковь очень сильно связана с государством. Такое явление неизбежно, это в православных странах норма, как, например, и в Греции или на Кипре. А в Америке Православие новое, как ребеночек. Да, дети делают немало ошибок, но вместе с тем в них есть какая-то непосредственность, открытость и доверчивость. Покойный митрополит Филипп (Салиба) как-то на съезде своей антиохийской Американской архиепископии сказал: «Я был на многих торжествах и на многих торжественных службах, где были тысячи верующих, был в Ливане, в Троице-Сергиевой Лавре и разных местах, но более динамичной Православной Церкви, чем в Америке, я не видел».

Каждая Поместная Православная Церковь имеет свое лицо и свой «почерк». Наш приснопамятный архиепископ Антоний (Медведев) любил повторять слова архимандрита Киприана (Керна) о том, что каждая Поместная Церковь делает свой вклад во Вселенскую: греки дали вселенскому Православию богословие, русские – благочестие, а сербы – защитники Православия: сербы могут в храм не ходить, но положат жизнь свою за свою Православную Церковь. И американское Православие тоже имеет, что предложить этому вселенскому букету – свежеть и динамичность.

Я думаю и верю, что в будущем рост Православия в Америке продолжится. Пока рано ставить крест на Америке, на Канаде – с Божией помощью все возможно в этом мире.

Вообще у меня настрой совершенно не пессимистический: я вижу вокруг себя очень много положительного, и люди меня порой очень удивляют. Может быть, я наивен… Но вы же знаете слова старца Паисия о том, что пчела, летая над полем навоза, находит цветочек, в отличие от мухи, которая находит навоз среди поля цветов. Вот я в определенный момент своей жизни решил, что хочу быть пчелкой.

Апостол Павел говорит: «Радуйтесь радостью неизреченной», а пасхальный прокимен гласит: «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». «Сей» день – без оговорок, хороший ли он, плохой ли, опасный ли. Господь сотворил сей день, дал нам жизнь именно в этот день, и мы должны в этих обстоятельствах, в которых находимся, спасаться, задавая себе вопрос: «Что Господь Бог от меня желает в сегодняшний день?». Аминь.

Православная Церковь в Америке - пятнадцатая по диптиху в семье автокефальных Поместных Православных Церквей. Помимо США и Канады, приходы Православной Церкви в Америке есть также в Мексике, Аргентине, Бразилии, Перу, Венесуэле и Австралии.

Немалые части Северной Америки, в первую очередь Аляска и Алеутские острова, были открыты и изучены трудами многих русских людей, почему справедливо именовались "Русской Америкой". Еще в XVIII веке, осваивая неведомый до того времени для европейцев край, русские люди несли сюда и первые семена Православия. Среди алеутов и жителей Аляски особенно памятно имя купца Григория Ивановича Шелихова (1748-1795) - основателя первых на этой земле постоянных русских поселений. Налаживая торговлю с местными жителями, обучая их промыслу, грамоте, счету, подготавливая из местных жителей переводчиков, мастеровых и мореходов, Шелихов одновременно стремился внушить им основные понятия православной веры, а подчас и крестил их, так как священника среди поселенцев сначала не было.

По представлению Шелихова и его компаньона Ивана Голикова Святейший Синод назначил в 1793 году первую православную миссию на Аляску, составленную из валаамских иноков во главе с архимандритом Иоасафом (Болотовым). К месту своего назначения - на остров Кадьяк - миссия прибыла в сентябре 1794 года. Жители этого острова, как и других североамериканских земель, были язычниками. Валаамские иноки с апостольской ревностью несли возложенное на них послушание. Один из них, иеромонах Ювеналий, в 1795 году запечатлел свое свидетельство о Христе мученической кончиной. Другой, старец Герман, в течение сорока лет успешно продолжал миссионерское делание в Америке и ныне прославлен в лике преподобных. Уже к концу 1796 года число просвещенных в Америке достигло двенадцати тысяч. Валаамские подвижники не ограничивались одним только обращением туземцев в христианскую веру, но также обучали их огородничеству, садоводству, земледелию и другим необходимым занятиям.

В мае 1796 года Святейший Синод, принимая во внимание всю важность американской миссии, определил архимандриту Иоасафу быть епископом Кадьякским, викарием Иркутской епархии. 10 апреля 1799 года в Иркутске состоялась его хиротония. Но увидеть снова свою паству ему не довелось - корабль "Феникс", на котором возвращались в Кадьяк новохиротонисанный епископ Кадьякский и его спутники, затонул недалеко от американских берегов.

Отношения между миссионерами и администрацией Российско-Американской промысловой компании складывались неблагоприятно, и в 1811 году Святейший Синод вынужден был закрыть Американскую епископскую кафедру и все дела миссии передать Иркутской епархии.

В 1824 году на о. Уналашку прибыл священник Иоанн Вениаминов (впоследствии митрополит Московский и Коломенский Иннокентий, прославленный в святительском сане), который с полным правом именуется апостолом "Русской Америки". Это был не только ревностный миссионер, но и выдающийся этнограф и лингвист. Чтобы обеспечить успех христианской проповеди среди алеутов, отец Иоанн изучил алеутский язык, перевел на него Священное Писание и богослужебные книги. Он несколько раз посетил американский материк, где крестил многих туземцев. На Уналашке отец Иоанн открыл школу для мальчиков, в которой сам же и преподавал. В 1840 году была восстановлена епископская кафедра в Америке - в г. Новоархангельске, административном центре русских владений, и отец Иннокентий был хиротонисан во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского.

В 1867 году Аляска была продана царским правительством Соединенным Штатам Америки. Святитель Иннокентий настоял на включении в договор о продаже пункта, по которому все храмы и земельные участки, принадлежавшие Русской Православной Церкви в Америке, должны были оставаться собственностью Русской Церкви, за которой обеспечивалась полная свобода деятельности. Но после 1867 года прежних, сравнительно благоприятных, условий для миссионерской работы уже не было. Своими распоряжениями американская администрация часто нарушала интересы православного русского духовенства и православных жителей. Тем не менее русские миссионеры не останавливались перед возникавшими трудностями и с апостольской ревностью служили делу спасения туземного населения.

В 1870 году была учреждена Алеутская и Аляскинская епархия, а в 1872 году епархиальный центр был перенесен в Сан-Франциско - в связи с увеличением количества православных приходов в западных штатах США. С 1905 года епархиальный центр Алеутской и Северо-Американской епархии (такое название получила епархия в 1900 году) находился в Нью-Йорке. В 1907 году под председательством архиепископа Тихона, будущего Патриарха Всероссийского, состоялся первый церковный Собор епархии, определивший именовать эту епархию в Америке "Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской".

В конце XIX столетия началась массовая эмиграция украинских крестьян из России в Канаду. Православные украинцы становились одними из первых носителей православной веры Христовой в этой стране. Они объединялись в приходские общины, воздвигали свои храмы и приглашали священнослужителей. Первая Божественная литургия в Канаде была совершена в 1897 году в селении Восток (провинция Альберта), в доме одного из украинских поселенцев.

Покидали родные края и карпатороссы бывшей Австро-Венгрии. В 1891 году присоединились к Православию греко-католический священник Алексий Тот (канонизирован Православной Церковью в Америке) и прихожане униатского прихода в Миннеаполисе. Это положило начало возвращению карпаторосских униатов в Православную Церковь. В период с 1891 года до Первой мировой войны с Русской Православной Церковью в Америке воссоединилось около 120 униатских карпаторосских приходов.

К 1918 году Американская епархия, объединявшая к тому времени до 300 тысяч верующих. располагала четырьмя викариатствами - Аляскинским, Бруклинским, Питтсбургским и Канадским; насчитывала три миссии (Албанскую, Сирийскую, Сербскую), 271 храм, 51 часовню, 31 благочиние, 257 священнослужителей, около 60 братств; имела Свято-Тихоновский монастырь в Саут-Канаане, штат Пенсильвания, сиротский приют при монастыре, духовную семинарию, церковные школы; располагала собственными печатными изданиями.

Уже в начале XX века полнота православной церковной жизни в Америке приводила русских церковных деятелей в США к мысли о придании Церкви в Америке самостоятельного статуса. В 1906 году архиепископ Тихон в своем докладе Предсоборной Комиссии в России рекомендовал предоставить Американской епархии широкую автономию. То же повторил в 1916 году и архиепископ Евдоким (Мещерский). Однако мечте святителя Тихона и его преемников тогда не суждено было сбыться.

С 1794 года - времени прибытия в Америку первых миссионеров из России - Русская Православная Церковь в Северной Америке объединяла всех православных Америки независимо от их национальной принадлежности, что признавалось законным всеми Поместными Церквами. События Первой мировой войны нарушили связи между Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Америке и Матерью - Русской Православной Церковью. В 1921 году без ведома и канонического согласия Русской Православной Церкви в Америке была учреждена Греческая архиепископия; затем стали появляться и другие этнические православные юрисдикции.

В 1924 году Детройтский собор под председательством митрополита Платона (Рождественского), вопреки канонам, в одностороннем порядке провозгласил временную автономию Русской Православной Церкви в Америке. В ответ на это Святейший Патриарх Тихон незамедлительно освободил митрополита Платона от управления Североамериканской епархией, однако последний Патриаршего указа не принял и последовательно повел американскую паству к полному отрыву от Матери-Церкви.

В 1933 году Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий и Священный Синод признали действия митрополита Платона грубым нарушением церковной дисциплины и определили предать его суду архиереев с запрещением в священнослужении впредь до раскаяния. Всем состоящим в Североамериканской епархии - клиру и мирянам - Священный Синод предложил прекратить общение с митрополитом Платоном и его последователями и пребывать в каноническом ведении Московского Патриархата.

Так как митрополит Платон не подчинился данному постановлению, решением Русской Православной Церкви от 22 ноября 1933 года на Североамериканскую кафедру был назначен архиепископ Вениамин (Федченков), получивший титул архиепископа Алеутского и Североамериканского и статус Экзарха. Так был учрежден Экзархат Московского Патриархата в Северной и Южной Америке, объединивший верные Матери-Церкви приходы и просуществовавший до 10 апреля 1970 года, когда в связи с дарованием автокефалии Православной Церкви в Америке он был упразднен.

В 1934 году митрополит Платон скончался, не раскаявшись в учиненном им расколе. Его преемник митрополит Феофил (Пашковский) занял ту же позицию непокорности канонической власти Русской Православной Церкви. На Всеамериканском Соборе в Нью-Йорке в 1937 году митрополит Феофил настоял на провозглашении автономии Русской Православной Церкви в Америке и принятии "Временного положения" об управлении Митрополичьим округом независимо от Матери-Церкви.

Однако американская паства и часть клириков тосковали о потере единства с Русской Церковью и стремились к его восстановлению. Это стремление особенно усилилось в годы Великой Отечественной войны, когда немалая часть русского населения Америки стала проявлять чувства симпатии к героической борьбе Советского Союза с нацизмом. Православные в Америке с радостью восприняли весть об избрании митрополита Сергия на Патриарший престол, в связи с чем митрополиту Феофилу пришлось дать указание поминать Святейшего Патриарха Сергия во всех храмах Митрополичьего округа.

В ноябре 1946 года на Всеамериканском Соборе в Кливленде подавляющим большинством голосов было вынесено решение просить Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I принять Русскую Православную Греко-Кафолическую Церковь в Северной Америке в лоно Матери-Церкви и быть для нее духовной главой при условии сохранения ею полной автономии.

Святейший Патриарх Алексий приветствовал решение Кливлендского Собора и заявил об отсутствии принципиальных возражений против автономии Православной Церкви в Америке. Однако впоследствии митрополит Филофей отказался от встречи с иерархами Русской Православной Церкви, несмотря на полное сочувствие делу воссоединения с Матерью-Церковью со стороны паствы и большинства духовенства Митрополичьего округа.

Неофициальная связь между представителями Матери-Церкви и Митрополичьим Округом была установлена лишь в 1961 году во время генеральной ассамблеи Всемирного Совета Церквей в Дели. В 1963 г. председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим встретился с главой Митрополичьего округа митрополитом Леонтием (Туркевичем), но болезнь и вскоре последовавшая кончина последнего на время прервала дальнейшие попытки к улучшению отношений.

Ситуация стала меняться с избранием в 1965 году главой Митрополичьего округа митрополита Иринея (Бекиш). С первых дней 1969 года начались официальные переговоры по восстановлению канонических отношений Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке с Матерью - Русской Православной Церковью. 31 марта 1970 года в США митрополит Никодим, действуя от имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода Русской Православной Церкви, и архиепископ Нью-Йоркский, митрополит всея Америки и Канады Ириней подписали итоговое соглашение. Тогда же митрополит Ириней, по решению Большого Собора и епископов Американской Митрополии, вручил митрополиту Никодиму прошение на имя Святейшего Патриарха Алексия о том, чтобы Мать - Русская Православная Церковь даровала автокефалию Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке.

10 апреля 1970 года Священный Синод Русской Православной Церкви на расширенном заседании вынес решение о предоставлении автокефалии Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке. В тот же день был подписан Патриарший и Синодальный Томос об автокефалии Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке.

Согласно Томосу, в Московском Патриархате остался Свято-Николаевский собор в Нью-Йорке (в качестве официального представительства), а также приходы и клир в США и Канаде, пожелавшие сохранить пребывание в юрисдикционном ведении Святейшего Патриарха Московского.

В 1971 году в состав Православной Церкви в Америке была принята Албанская епархия в США. В том же году Православная Церковь в Америке организовала миссию в Австралии.

Весной 1972 года к Православной Церкви в Америке присоединилось свыше 20 священников и около 20 тысяч мирян Мексиканской Национальной Старокатолической Церкви. В связи с этим был образован Мексиканский Экзархат.

Еще до объявления автокефалии Православной Церкви в Америке, в 1960 году, к Русской Православной Греко - Кафолической Церкви в Северной Америке присоединилась часть православных румын вместе со священниками - около 40 приходов в США и Канаде, отделившихся в 1951 году от Румынского Патриархата. Румынские приходы были выделены в автономную епархию ПЦА.

В настоящее время Православная Церковь в Америке насчитывает около 500 приходов и миллион верующих в нескольких странах. В Американской Церкви четыре мужских монастыря (Свято-Тихоновский, Святого мученика Евгения, Свято-Воскресенский, Свято-Вознесенский) и два женских (Свято-Успенский и Свято-Мариинский), Свято-Владимирская духовная семинария в Крествуде, штат Нью-Йорк, Свято-Тихоновская семинария в Саут-Канаан, штат Пенсильвания, и Свято-Германовская семинария на Аляске.

С 12 ноября 2008 года Предстоятелем Православной Церкви в Америке является Блаженнейший Иона, Архиепископ Вашингтонский и Нью-Йоркский, Митрополит всея Америки и Канады.

По материалам работы: Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей: Учебное пособие. В 2 т. - М.: Русские огни, 1994.

http://www.patriarchia.ru/db/text/632237.html

В 20-х годах XIX века отец Иоанн Вениаминов прибывает на Аляску и начинает миссионерскую проповедь. Среди многих его свершений был перевод Священного Писания и богослужения на местные диалекты, для которых он также создал алфавит и грамматику. Около 1840 отец Иоанн избирается на епископское служение и принимает имя Иннокентий. Православие распространяется среди коренных жителей Аляски, но епископ Иннокентий также посещает Калифорнию и православную общину Форт Росс, к северу от Сан-Франциско. В итоге он возвращается в Москву и становится митрополитом Московским (несколько лет назад он был причислен к лику святых).

Одновременно с развитием церковной жизни на Аляске все больше иммигрантов прибывают на территории, которые мы теперь называем “нижним 48.” В 1860 был основан приход в Сан-Франциско – теперь это Свято-Троицкий собор и постепенно приходы стали появляться по всей стране. С наплывом в конце XIX – начале XX столетии.

В 1917 разразилась революция и общение между Североамериканской епархией и Русской Церковью было прервано. В начале 1920-х Патриарх Московский святитель Тихон, возглавлявший с 1897 по 1907 Североамериканскую епархию, издал указ, призывавший епархии, оставшиеся за границами России (к тому времени Советского Союза), самостоятельно организовывать свою жизнь до тех пор, пока не возобновятся нормальные отношения с Русской Церковью. Вскоре после этого на соборе всех епископов, священников и представителей мирян Северной Америки было принято решение, что Североамериканская Церковь не может долее поддерживать административные связи с Церковью России, особенно после ареста Патриарха Тихона (умершего впоследствии в 1925 г.). Соответственно, различные этнические группы, входившие до этого в единую епархию, установили отдельные "юрисдикции" в составе "материнских" Церквей их исторической Родины. Это и породило печальную современную ситуацию многочисленных юрисдикций, с пересекающимися интересами, которые основаны более на этническом самосознании, чем не каноническом принципе единой Церкви на данной территории.

В начале 1960-х Православная Церковь Америки – в то время называвшаяся "Митрополией" вступила в переговоры с Русской Церковью для возобновления канонического общения. В 1970 оно было восстановлено, и Митрополии была дарована "автокефалия". Это не только дало Митрополии право независимого от других церковных центров самоуправления, но и послужило признанию того факта, что после почти 200 лет Церковь в Северной Америке стала по настоящему местной Церковью всех жителей Северной Америки, независимо от их этнического происхождения. На Соборе иерархов, священников и мирян, прошедшем в том же году, Церковь приняла наименование "Православной Церкви Америки". Православная Церковь в Америке получила автокефалию от Матери-Церкви Русской 10 апреля 1970 г.

Каноническая территория - США; юрисдикция Православной Церкви в Америке распространяется также на некоторые приходы в Канаде, Мексике и Южной Америке.

Сегодня Православная Церковь Америки кроме приходов бывшей "Митрополии" включает Румынскую Православную епархию, Албанскую Православную архиепископию, Болгарскую Православную епархию и Мексиканский экзархат. Более того, в течение последних двадцати лет было создано около 250 новых приходов, практически не имеющих этнических корней и использующих в богослужении только английский язык.

Православная Церковь Америки является полноправной участницей Постоянной конференции канонических православных епископов Америки (SCOBA) вместе с греческой, антиохийской, украинской, карпато-русской и другими архиепископиями и епархиями. Иерархи и священники Православной Церкви Америки регулярно сослужат с клириками других юрисдикций, входящих в SCOBA, видимым проявлением этого единства является ежегодная служба на торжество Православия в первое воскресенье Великого поста.

Православная Церковь Америки, будучи самоуправляемой, имеет право избирать своего собственного Первоиерарха без какого-либо внешнего утверждения.

С 12 ноября 2008 г. по 7 июля 2012 г. Предстоятелем Православной Церкви в Америке являлся Митрополит Иона, бывший Архиепископ Вашингтонский, Митрополит всей Америки и Канады.

Решением Священного Архиерейского Синода от 9 июля 2012 г. Местоблюстителем Православной Церкви в Америке назначен старший по хиротонии член Синода Высокопреосвященный Нафанаил, архиепископ Детройтский, управляющий Румынской епископией. Администратором Православной Церкви в Америке назначен Преосвященный Михаил, епископ Нью-Йоркский и Нью-Джерсийский.

13 ноября 2012 г. открывшийся в городе Парма (штат Огайо) XVII Всеамериканский Собор избрал шестым Предстоятелем Православной Церкви в Америке Высокопреосвященнейшего Тихона.

Соединённые Шта́ты Аме́рики (США) (англ. United States of America, USA ) - государство в Северной Америке. Площадь - 9,5 млн км² (4-е место в мире). Население - 321 млн человек (2014, оценка; 3-е место в мире). Административно страна делится на 50 штатов и федеральный округ Колумбия, в подчинении США также находится ряд островных территорий. Столица - город Вашингтон . Жителей США называют американцами , а к самим США применяется общее название Америка . Соединённые Штаты граничат на севере с Канадой, на юге - с Мексикой, также имеют морскую границу с Россией. Омываются Тихим океаном с запада, Атлантическим океаном - с востока и Северным Ледовитым океаном - с севера.

Православие в США

В США действует автокефальная поместная православная церковь - Православная церковь в Америке, получившая автокефалию от Русской православной церкви в 1970 году. Также действует ряд православных церковных структур иной юрисдикции, самая крупная - Американская архиепископия и Украинская православная церковь в США Константинопольского Патриархата, также Патриаршие приходы в США и Русская православная церковь за границей Московского патриархата.

Правосла́вная Це́рковь в Аме́рике (англ. Orthodox Church in America , сокращённо ПЦА , англ. OCA ; неофициально также Американская православная церковь ) - автокефальная поместная православная Церковь. Автокефалия Православной Церкви в Америке, предоставленная ей в 1970 году Русской Православной Церковью, признается последней, а также Болгарской, Грузинской, Польской Православными Церквями и Православной Церковью Чешских земель и Словакии, но не признается Константинопольским Патриархатом, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Румынской, Кипрской, Элладской и Албанской Церквями в качестве Автокефальной Церкви (однако признается вышеупомянутыми Церквями как самоуправляемая часть Русской Православной Церкви, чей канонический статус и апостольское преемство не оспариваются).

История

В юрисдикции Русской православной церкви

Возникновение восходит к созданию в 1794 году монахами Валаамского Спасо-Преображенского монастыря (архимандритом Иосафом, иеромонахом Ювеналием, иеромонахом Макарием и другими) первой православной миссии в Америке. Своим апостолом американские православные считают преподобного Германа Аляскинского († 1837 год).

При архиепископе Тихоне (впоследствии Всероссийский Патриарх), 1 сентября 1905 года, кафедра Алеутской епархии была перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк.

С 1907 года именовалась Русской Православной Греко-Кафолической Церковью в Северной Америке под юрисдикцией священноначалия от Церкви Российской .

После Октябрьской революции 1917 года в России, сношения с Высшей Церковной Властью в Москве оказались весьма затруднёнными. Московская патри­архия, лишенная доступа к международному телеграфу и почте, попавшим под монополию нового режима, была напрочь отре­зана от своих зарубежных епархий и миссий. Прекратилась фи­нансовая поддержка. Православных иерархов в США подозревали в связи с ГПУ, усиливались нестроения.

Северо-Американская митрополия

С середины 1920-х пребывала вне общения с Московским Патриархатом и была известна под наименованием «Северо-Американский Митрополичий округ » или «Северо-Американская Митрополия»; также не находилась в общении и с Архиерейским Синодом в Сремских Карловцах (Русская православная церковь заграницей), представителем которого в Северной Америке тогда был архиепископ Аполлинарий (Кошевой), уволенный 1 февраля 1927 года Платоном (Рождественским) (последний именовал себя Митрополитом Северо-Американским).

19 декабря 1927 года на заседании «Синода епископов американских диоцезий Русской Православной Церкви» была издана грамота о учреждении новой церковной структуры - «независимой автономной и автокефальной» Американской Церкви во главе с Платоном (Рождественским).

В 1935 году новый глава Митрополии, митрополит Феофил (Пашковский), подписал «Временное Положение о Русской Православной Церкви заграницей», которым она вошла в подчинение Архиерейскому Синоду в Сремских Карловцах в вопросах веры и канонического порядка, сохраняя за собой внутреннюю автономию.

К началу Второй мировой войны в Американской митрополии было около 400 тысяч верующих в 330 приходах, раз­делённых на восемь епархий.

Во время Второй мировой войны имело место сближение с Московским Патриархатом, но оно не увенчалось объединением. В конце ноября 1946 года VII Всеамериканский Церковный Собор в Кливленде подтвердил «нерушумую веру и лояльность» митрополиту Феофилу и постановил просить Патриарха Московского о принятие Митрополии в его «лоно» «при условиях сохранения нашей полной автономии, существующей в настоящее время»; также, Собор заявил о выходе Митрополии из административного подчинения Архиерейскому Синоду РПЦЗ. Прибывший во второй половине 1947 года в США митрополит Ленинградский Григорий (Чуков) отверг предложенный ему Митрополией Проект автономии Русской Православной Церкви в Северной Америке и Канаде, принятый 7 августа 1947 года Митрополичьим Советом, как предлагающий «уже не автономное, а автокефальное управление, на которое в настоящее время Русская Православная Церковь в Северной Америке не имеет никаких оснований» (Проект Митрополии предполагал признавать Московского Патриарха только как своего духовного главу без каких-либо полномочий).

12 декабря 1947 года Священный Синод РПЦ наложил запрещение в священнослужении на иерархию Митрополии, возглавляемую митрополитом Феофилом (Пашковским).

В 1963 году председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) попытался восстановить отношения с Американской Митрополией, в этом году он встретился с митрополитом Леонтием (Туркевичем). Но болезнь и вскоре последовавшая кончина последнего на время прервала дальнейшие попытки к улучшению отношений.

6 мая 1967 года в Покровском соборе Митрополии (Нью-Йорк) в архиерейской хиротонии Феодосия (Лазор) (впоследствии предстоятель Церкви) принимали участие 2 епископа, состоящих в юрисдикции Константинопольского Патриархата, что вызвало осуждение со стороны Московского Патриархата и письмо Патриарха Алексия I Патриарху Афинагору с указанием того, что «изложенное событие не является одиночным».

Православная Церковь в Америке

9 апреля 1970 года Синод Русской Церкви восстановил общение с «Североамериканской Митрополией», сняв прежний запрет с её иерархов, а 10 апреля Патриаршим Томосом даровал Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке автокефалию. Значительную роль в подготовке этого решения со стороны РПЦ сыграл митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов), со стороны «Североамериканской Митрополии» - протоиерей (затем протопресвитер) Александр Шмеман. 44 прихода, не пожелавших войти в новую автокефальную Церковь, были объединены в Патриаршие приходы в США. Решение Московской Патриархии вошло в конфликт с видением будущего православия в Северной Америке, разделявшимся Константинопольским Патриархатом.

1 сентября 1982 года Православная Церковь в Америке официально перешла на новоюлианский календарь, оставив при этом приходам право выбора каким календарём им руководствоваться в богослужебной жизни. Не все приходы приняли новый стиль; так, Аляскинская епархия сохранила юлианский календарь. Некоторые приходы, особенно в Пенсильвании, ушли в РПЦЗ.

В ноябре 2005 года стал достоянием гласности конфликт, развивавшийся до того несколько лет в связи с вменяемыми финансовыми злоупотреблениями бывшего Управляющего делами ПЦА протопресвитера Роберта Кондратика (Robert S. Kondratick ). В результате последний был в марте 2006 года смещён со своего административного поста , а впоследствии осужден Духовным Судом и лишен сана. Скандал освещался в прессе США.

3 сентября 2008 года Синоду был представлен доклад специального следственного комитета, где делался вывод об ответственности всего руководства Церкви в финансовых злоупотреблениях. Митрополит Герман был вынужден подать Архиерейскому Синоду Церкви, собравшемуся 4 сентября 2008 года в Нью-Йорке, прошение о незамедлительном уходе на покой, которое было удовлетворено в тот же день. С 4 сентября 2008 года до созыва Всеамериканского собора в Питтсбурге старейший по хиротонии архиепископ Далласский и Южных Штатов Димитрий (Ройстер) являлся местоблюстителем митрополичьей кафедры.

Ранее, в октябре 2008 года, ряд священнослужителей Церкви предложили епископа Венского Илариона (Алфеева) (РПЦ) в качестве кандидата на митрополичью кафедру ПЦА; но епископ Иларион заявил о невозможности для себя быть кандидатом в предстоятели ПЦА, в частности по причине необходимости демонстрации независимости ПЦА от РПЦ. Его позиция была поддержана заместителем Председателя ОВЦС епископом Марком (Головковым): «<…> нужно сохранять и укреплять статус ПЦА как самостоятельной церкви, а не давать повода для разговоров, что ПЦА - это структура РПЦ».

12 ноября 2008 года на XV Всеамериканском Соборе в Питтсбурге Архиепископом Вашингтонским и Нью-Йоркским, Митрополитом всея Америки и Канады был избран епископ Форт-Уэртский Иона (Паффхаузен). Интронизация состоялась 28 декабря 2008 года в Свято-Николаевском соборе Вашингтона .

24 мая 2011 года впервые в истории состоялось сослужение Предостоятелей ПЦА и РПЦЗ: Митрополиты Иона и Иларион в Храме Святителя Николая в Нью-Йорке совместно отслужили Божественную Литургию. С тех пор в храмах обеих Церквей начали регулярно совершаться совместные богослужения.

В настоящее время Предстоятелем Православной Церкви в Америке является Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский , Митрополит всея Америки и Канады Тихон (Моллард). Он был избран XVII Всеамериканским Собором, который прошёл 13 ноября 2012 года в городе Парма, штат Огайо.

Каноническое положение и современное состояние

Автокефалия ПЦА, дарованная Московским Патриархатом, до сих пор не признана греческими Патриархатами, хотя признаётся Грузинской, Болгарской, Польской и Православной Церковью Чешских земель и Словакии. На сайте Румынской Церкви ПЦА упомянута в числе Церквей-сестер без уточнения её статуса.

Отсутствие официального признания автокефального статуса со стороны других Поместных Православных Церквей не мешает им находиться в евхаристическом общении с ПЦА. Все они допускают своих архиереев и клириков к сослужению с архиереями и клириками ПЦА, а некоторые из них также приветствуют избрание предстоятелей последней.

Каноническая территория - США и Канада; юрисдикция Православной Церкви в Америке распространяется также на некоторые приходы Мексике, Аргентине, Бразилии, Перу, Венесуэле и Австралии. Богослужение проводится в основном на английском языке, но также и на церковнославянском, греческом или на местных языках (испанском, алеутском, и т. д.) в зависимости от потребности.

ПЦА разделена на 14 епархий (из которых одиннадцать территориальных и три - эт­нические), имеются 8 монастырей, 3 семинарии (Свято-Владимирская, Свято-Тихоновская, Свято-Германовская), Академия и т.п.

В Православной Церкви в Америке насчитывается около 650 приходов и 25 монастырей.

В США является второй по численности православной деноминацией, уступая Константинопольскому патриархату. Имеет самую высокую среди православных общин США посещаемость и самый большой прирост числа верующих за десятилетие (по стоянию на 2011 год) - 21 %.

С начала 1990-х имеет подворье в Москве, при храме вмц. Екатерины на Ордынке. Основателем и первым настоятелем подворья стал протопресвитер Даниил Губяк. С 2002 г. настоятелем подворья служил архимандрит Закхей (Вуд). В связи с запрещением в священнослужении архимандрита Закхея (Вуда), 28 июля 2011 года пастырское окормление прихода возложено на священника Иоанна Кечкина. С 2013 года настоятелем подворья назначен архимандрит Александр (Пихач).

Святые

НЬЮ-ЙОРК.

Кафедральный Знаменский собор Русской Зарубежной Церкви:

  • оригинал иконы Божией Матери «Знамение-Курская-Коренная».

Собор Свт. Николая Антиохийской Православной Церкви. Мощи:

  • свт. Рафаил Бруклинский (XIX в.).

Д. ДЖОРДАНВИЛЬ (штат Нью-Йорк, 250 км. к северо-западу от Нью-Йорка). Свято-Троицкий Джорданвильский монастырь Русской Зарубежной Церкви. Мощи и святыни:

  • самый большой на территории США ларец-мощевик,
  • икона Божией Матери «Почаевская»,
  • икона Божией Матери «Нечаянная Радость»,
  • чтимая гробница митр. Филарета (Вознесенского),
  • чтимая гробница арх. Аверкия (Таушева),
  • чтимая гробница арх. Иоанна (Шаховского),
  • чтимая могила убиенного Хосе (Иосифа) Муньеса.

НАНУЭТ (штат Нью-Йорк, 30 км. к северу от Нью-Йорка). Ново-Дивеевский Успенский женский монастырь Русской Зарубежной Церкви:

  • «Оптинская-Владимирская» икона Божией Матери (келейный образ Оптинских старцев и прп. Паисия (Величковского),
  • портрет в человеческий рост прп. Серафима Саровского, написанный при его жизни,
  • икона прп. Серафима Саровского, написанная на камне, на котором молился святой,
  • крест из дома Ипатьева,
  • келейная икона Божией Матери прп. Паисия Величковского.

САУТ-КЕЙНАН (штат Пенсильвания). Монастырь Свт. Тихона Задонского Американской Православной Церкви. Мощи:

  • прав. Алексий Товт (Уилкс-Баррейский) (XIX в.).

МОНАСТЫРЬ ПРЕП. АНТОНИЯ ВЕЛИКОГО КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (штат Аризона, 120 км. к юго-востоку от Феникса). Мощи и икона:

  • прп. Иосиф Исихаст (ХХ в.) (глава и часть мощей),
  • оригинал «Аризонской» иконы Божией Матери.

ЛОС-АНДЖЕЛЕС. Католический собор Богоматери Ангелов. Мощи:

  • мц. Вивиана (IV в.).

САН-ФРАНЦИСКО.

Радосте-Скорбященский собор Русской Зарубежной Церкви. Мощи:

  • свт. Иоанн Шанхайский (Сан-Францискский) (ХХ в.).

Богородице-Владимирский монастырь Русской Зарубежной Церкви:

  • «Харбинская-Владимирская» икона Божией Матери.

Комитет русской православной молодежи:

  • оригинал «Ахтырской» иконы Божией Матери.

МОНАСТЫРЬ ПРЕП. ГЕРМАНА АЛЯСКИНСКОГО СЕРБСКОГО ПАТРИАРХАТА (штат Калифорния, ок. 200 км. к северу от Сакраменто, близ Платины):

  • чтимая могила иеромон. Серафима (Роуза).

КАДЬЯК (о. Кадьяк, штат Аляска). Храм Воскресения Христова Американской Православной Церкви. Мощи:

  • прп. Герман Аляскинский (XVIII в.).

СИТКА (штат Аляска). Свято-Архангело-Михайловский собор Американской Православной Церкви:

  • оригинал «Ситкинской-Казанской» иконы Божией Матери.

Святыни

  • Ситкинская икона Божией Матери
  • мощи свв. Елизаветы и Варвары (Знаменский Собор, Нью-Йорк)
  • портрет в человеческий рост св. прп. Серафима Саровского, написанный при его жизни
  • икона св. прп. Серафима Саровского, написанная на камне, на котором молился святой
  • крест из дома Ипатьева
  • келейная икона Божией Матери прп. Паисия Величковского
  • самый большой на территории США ларец-мощевик (Джорданвилль)
  • мощи свт. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского

Храмы

  • Кафедральный собор иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Сан-Франциско)
  • Кафедральный собор Покрова Пресвятой Богородицы (Чикаго)
  • Кафедральный собор свт. Николая Чудотворца (Сан-Франциско)