Автомобильный сайт - За рулем

Автомобильный сайт - За рулем

» » Программа по коррупции мо рф. Методические материалы: Министерство обороны Российской Федерации

Программа по коррупции мо рф. Методические материалы: Министерство обороны Российской Федерации

П. П. Хачикян

Противодействие коррупции в вооруженных силах Российской Федерации

© Хачикян П. П., 2017

* * *

Предисловие

Монография «Противодействие коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации» посвящена актуальной теме коррупции в системе ВС РФ. В монографическом исследовании определяется понятие коррупции, ее характеристика в системе ВС РФ. В качестве введения в вопрос коррупции проводится экскурс в историю возникновения коррупции и определяется текущая ситуация по данному вопросу в России, проводится социологический опрос среди военнослужащих. Для определения профилактических и предупредительных мер по противодействию коррупции автором устанавливаются общесоциальные и общевоинские причины коррупционных преступлений. В заключении работы приводятся конкретные пути решения проблемы коррупции в военной среде.

Аспирант МГТУ ГА.

Области научных интересов: юриспруденция, антитеррористическая безопасность, технические науки, организация производства.

Адрес электронной почты (E-mail:):

Введение

Коррупция (от латинских слов «corrumpere» – растлевать и «corruptio» – подкуп, порча) – термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом его обладателя, возможностей и связей в целях личной выгоды, а также выгоды иных заинтересованных лиц, имеющих определенный интерес в разрешении той или иной ситуации и спорного вопроса.

В современном обществе, практический каждый человек знаком с проявлениями коррупции в тех или иных сферах жизнедеятельности. Несмотря на увеличение сил и средств, направленных на противодействие коррупции, она по-прежнему представляет угрозу для дальнейшего развития государства. Коррумпированными связями пронизаны как государственные органы власти, так и коммерческие организации, отдельные физические лица, имеющие те или иные полномочия или выступающие в качестве посредников. Военизированные государственные организации представляют для коррупционеров особый, повышенный интерес, так как отсутствие полноценного доступа со стороны контролирующих организаций и контроля со стороны общества в них достаточно сильно ограничены, а непубличный и иногда секретный режим функционирования данных организаций порождает возможность сокрытия определенных фактов, создает благоприятную почву для развития коррупции. Несовершенство организационной системы военных органов управления, проявляющееся в отсутствии четко распределенных полномочий и специалистов в сфере противодействия коррупция также попустительствует развитию коррупционных отношений в армейской среде. За последние годы Министерство обороны Российской Федерации потрясли крупные коррупционные скандалы, которые наглядно показали обществу объемы коррупции и как глубоко она проникла в самое высшее руководство страны. Коррупционные скандалы привели к возбуждению уголовных дел в отношении ряда лиц руководящего состава МО РФ, а также прямо повлияли на принятие решения Президентом страны об отставке с должности главы Министерства обороны РФ. Как отмечает заместитель Генерального прокурора Российской Федерации – Главный военный прокурор Сергей Фридинский, борьба с преступностью в армии с приходом нового руководства военного ведомства коренным образом изменилась в лучшую сторону. Но, цифры все равно настораживают: за 2015 год военными прокурорами выявлено свыше восьми тысяч нарушений закона. По результатам работы Главной военный Прокуратуры РФ более тысячи должностных лиц привлечены к различным видам ответственности, по материалам проверок расследуется 134 уголовных дела, государству возвращено 545 млн рублей.

Официальное определение понятия коррупции отражено в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» и достаточно понятно: это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также со вершение указанных выше деяний от имени или в интересах юридического лица. Стоит отметить, что данное определение выражено с точки зрения права и юриспруденции. Фактически же, коррупция – это сложное общественное явление, имеющее экономическую, социально-политическую и психологическую составляющую. Поэтому полное, всеобъемлющее понимание сущности и содержания коррупции, а также выработка эффективных мер противодействия ей возможны только путем проведения соответствующих научных исследований по данной тематике. Большой вклад в развитие науки в области коррупции в военной среде внесли научные труды доктора юридических наук, сотрудника Военного университета МО РФ, полковника юстиции – Виктора Михайловича Корякина. Несмотря на его большой личный вклад в науку, теме коррупции в системе Вооруженных сил РФ посвящено на настоящий момент недостаточно полноценных научных работ, степень разработанности темы является невысокой, так по данным из открытых источников, менее двух работ на соискание ученой степени по схожей тематике находятся в фондах Российской государственной библиотеки (РГБ).

В рамках данной монографии автор предлагает углубиться в изучение проблемы коррупции в Вооруженных силах Российской Федерации, обозначить причины и истоки ее появления, разделить общевоинские и общесоциальные причины, рассмотреть вопросы профилактики и противодействия коррупции, выражает свое личное мнение по данному вопросу.

Монография состоит из трех глав.

В первой главе автор дает криминологическую характеристику коррупции в ВС РФ, определяет понятие и классификацию, характер коррупции, проводит экскурс в историю и приводит данные опроса по текущей ситуации по данной проблематике в системе ВС РФ.

Во второй главе автором проводится исследование причин коррупционной преступности в ВС РФ. Для полноты изучения вопроса общевоинские причины отделяются от общесоциальных, составляется и анализируется портрет криминогенной личности преступника – коррупционера.


П. П. Хачикян

Противодействие коррупции в вооруженных силах Российской Федерации

© Хачикян П. П., 2017

Предисловие

Монография «Противодействие коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации» посвящена актуальной теме коррупции в системе ВС РФ. В монографическом исследовании определяется понятие коррупции, ее характеристика в системе ВС РФ. В качестве введения в вопрос коррупции проводится экскурс в историю возникновения коррупции и определяется текущая ситуация по данному вопросу в России, проводится социологический опрос среди военнослужащих. Для определения профилактических и предупредительных мер по противодействию коррупции автором устанавливаются общесоциальные и общевоинские причины коррупционных преступлений. В заключении работы приводятся конкретные пути решения проблемы коррупции в военной среде.

Аспирант МГТУ ГА.

Области научных интересов: юриспруденция, антитеррористическая безопасность, технические науки, организация производства.

Адрес электронной почты (E-maiclass="underline"): [email protected]

Введение

Коррупция (от латинских слов «corrumpere» – растлевать и «corruptio» – подкуп, порча) – термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом его обладателя, возможностей и связей в целях личной выгоды, а также выгоды иных заинтересованных лиц, имеющих определенный интерес в разрешении той или иной ситуации и спорного вопроса.

В современном обществе, практический каждый человек знаком с проявлениями коррупции в тех или иных сферах жизнедеятельности. Несмотря на увеличение сил и средств, направленных на противодействие коррупции, она по-прежнему представляет угрозу для дальнейшего развития государства. Коррумпированными связями пронизаны как государственные органы власти, так и коммерческие организации, отдельные физические лица, имеющие те или иные полномочия или выступающие в качестве посредников. Военизированные государственные организации представляют для коррупционеров особый, повышенный интерес, так как отсутствие полноценного доступа со стороны контролирующих организаций и контроля со стороны общества в них достаточно сильно ограничены, а непубличный и иногда секретный режим функционирования данных организаций порождает возможность сокрытия определенных фактов, создает благоприятную почву для развития коррупции. Несовершенство организационной системы военных органов управления, проявляющееся в отсутствии четко распределенных полномочий и специалистов в сфере противодействия коррупция также попустительствует развитию коррупционных отношений в армейской среде. За последние годы Министерство обороны Российской Федерации потрясли крупные коррупционные скандалы, которые наглядно показали обществу объемы коррупции и как глубоко она проникла в самое высшее руководство страны. Коррупционные скандалы привели к возбуждению уголовных дел в отношении ряда лиц руководящего состава МО РФ, а также прямо повлияли на принятие решения Президентом страны об отставке с должности главы Министерства обороны РФ. Как отмечает заместитель Генерального прокурора Российской Федерации – Главный военный прокурор Сергей Фридинский, борьба с преступностью в армии с приходом нового руководства военного ведомства коренным образом изменилась в лучшую сторону. Но, цифры все равно настораживают: за 2015 год военными прокурорами выявлено свыше восьми тысяч нарушений закона. По результатам работы Главной военный Прокуратуры РФ более тысячи должностных лиц привлечены к различным видам ответственности, по материалам проверок расследуется 134 уголовных дела, государству возвращено 545 млн рублей.

Официальное определение понятия коррупции отражено в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» и достаточно понятно: это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также со вершение указанных выше деяний от имени или в интересах юридического лица. Стоит отметить, что данное определение выражено с точки зрения права и юриспруденции. Фактически же, коррупция – это сложное общественное явление, имеющее экономическую, социально-политическую и психологическую составляющую. Поэтому полное, всеобъемлющее понимание сущности и содержания коррупции, а также выработка эффективных мер противодействия ей возможны только путем проведения соответствующих научных исследований по данной тематике. Большой вклад в развитие науки в области коррупции в военной среде внесли научные труды доктора юридических наук, сотрудника Военного университета МО РФ, полковника юстиции – Виктора Михайловича Корякина. Несмотря на его большой личный вклад в науку, теме коррупции в системе Вооруженных сил РФ посвящено на настоящий момент недостаточно полноценных научных работ, степень разработанности темы является невысокой, так по данным из открытых источников, менее двух работ на соискание ученой степени по схожей тематике находятся в фондах Российской государственной библиотеки (РГБ).

Текущая страница: 1 (всего у книги 5 страниц) [доступный отрывок для чтения: 1 страниц]

П. П. Хачикян
Противодействие коррупции в вооруженных силах Российской Федерации

© Хачикян П. П., 2017

* * *

Предисловие

Монография «Противодействие коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации» посвящена актуальной теме коррупции в системе ВС РФ. В монографическом исследовании определяется понятие коррупции, ее характеристика в системе ВС РФ. В качестве введения в вопрос коррупции проводится экскурс в историю возникновения коррупции и определяется текущая ситуация по данному вопросу в России, проводится социологический опрос среди военнослужащих. Для определения профилактических и предупредительных мер по противодействию коррупции автором устанавливаются общесоциальные и общевоинские причины коррупционных преступлений. В заключении работы приводятся конкретные пути решения проблемы коррупции в военной среде.

Информация об авторе

Аспирант МГТУ ГА.

Области научных интересов: юриспруденция, антитеррористическая безопасность, технические науки, организация производства.

Адрес электронной почты (E-mail:): [email protected]

Введение

Коррупция (от латинских слов «corrumpere» – растлевать и «corruptio» – подкуп, порча) – термин, обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом его обладателя, возможностей и связей в целях личной выгоды, а также выгоды иных заинтересованных лиц, имеющих определенный интерес в разрешении той или иной ситуации и спорного вопроса.

В современном обществе, практический каждый человек знаком с проявлениями коррупции в тех или иных сферах жизнедеятельности. Несмотря на увеличение сил и средств, направленных на противодействие коррупции, она по-прежнему представляет угрозу для дальнейшего развития государства. Коррумпированными связями пронизаны как государственные органы власти, так и коммерческие организации, отдельные физические лица, имеющие те или иные полномочия или выступающие в качестве посредников. Военизированные государственные организации представляют для коррупционеров особый, повышенный интерес, так как отсутствие полноценного доступа со стороны контролирующих организаций и контроля со стороны общества в них достаточно сильно ограничены, а непубличный и иногда секретный режим функционирования данных организаций порождает возможность сокрытия определенных фактов, создает благоприятную почву для развития коррупции. Несовершенство организационной системы военных органов управления, проявляющееся в отсутствии четко распределенных полномочий и специалистов в сфере противодействия коррупция также попустительствует развитию коррупционных отношений в армейской среде. За последние годы Министерство обороны Российской Федерации потрясли крупные коррупционные скандалы, которые наглядно показали обществу объемы коррупции и как глубоко она проникла в самое высшее руководство страны. Коррупционные скандалы привели к возбуждению уголовных дел в отношении ряда лиц руководящего состава МО РФ, а также прямо повлияли на принятие решения Президентом страны об отставке с должности главы Министерства обороны РФ.1
Статья «Коррупционный скандал в Министерстве обороны России». [Электронный ресурс] // Википедия – свободная энциклопедия: [сайт]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Коррупционный_скандал_в_ Министерстве_обороны_России (дата обращения: 15.05.2016).

Как отмечает заместитель Генерального прокурора Российской Федерации – Главный военный прокурор Сергей Фридинский, борьба с преступностью в армии с приходом нового руководства военного ведомства коренным образом изменилась в лучшую сторону. Но, цифры все равно настораживают: за 2015 год военными прокурорами выявлено свыше восьми тысяч нарушений закона. По результатам работы Главной военный Прокуратуры РФ более тысячи должностных лиц привлечены к различным видам ответственности, по материалам проверок расследуется 134 уголовных дела, государству возвращено 545 млн рублей.2
Интервью с Сергеем Фридинским. //Российская газета – Юрий Гаврилов: [сайт) – Российская газета – Федеральный выпуск № 6866 (295) декабрь 2015 г.

Официальное определение понятия коррупции отражено в ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» и достаточно понятно: это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также со вершение указанных выше деяний от имени или в интересах юридического лица.3

Стоит отметить, что данное определение выражено с точки зрения права и юриспруденции. Фактически же, коррупция – это сложное общественное явление, имеющее экономическую, социально-политическую и психологическую составляющую.4

Поэтому полное, всеобъемлющее понимание сущности и содержания коррупции, а также выработка эффективных мер противодействия ей возможны только путем проведения соответствующих научных исследований по данной тематике. Большой вклад в развитие науки в области коррупции в военной среде внесли научные труды доктора юридических наук, сотрудника Военного университета МО РФ, полковника юстиции – Виктора Михайловича Корякина. Несмотря на его большой личный вклад в науку, теме коррупции в системе Вооруженных сил РФ посвящено на настоящий момент недостаточно полноценных научных работ, степень разработанности темы является невысокой, так по данным из открытых источников, менее двух работ на соискание ученой степени по схожей тематике находятся в фондах Российской государственной библиотеки (РГБ).

В рамках данной монографии автор предлагает углубиться в изучение проблемы коррупции в Вооруженных силах Российской Федерации, обозначить причины и истоки ее появления, разделить общевоинские и общесоциальные причины, рассмотреть вопросы профилактики и противодействия коррупции, выражает свое личное мнение по данному вопросу.


Монография состоит из трех глав.

В первой главе автор дает криминологическую характеристику коррупции в ВС РФ, определяет понятие и классификацию, характер коррупции, проводит экскурс в историю и приводит данные опроса по текущей ситуации по данной проблематике в системе ВС РФ.

Во второй главе автором проводится исследование причин коррупционной преступности в ВС РФ. Для полноты изучения вопроса общевоинские причины отделяются от общесоциальных, составляется и анализируется портрет криминогенной личности преступника – коррупционера.

В третьей главе анализируются существующие механизмы профилактики и противодействия коррупции, вносятся собственные предложения автора по совершенствованию механизмов работы. Для конкретизации и разделения сред, общесоциальные и общевоинские решения рассматриваются отдельно, однако между ними проводятся определенные взаимосвязи.

Глава 1. Криминологическая характеристика коррупции в ВС РФ

1.1. Понятие, характеристика, классификация и характер коррупции в ВС РФ

Согласно ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под коррупцией понимается5
Федеральный закон «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс]: от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 15.02.2016). – Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс».

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица.

Фактически же коррупция несет под собой не просто юридический термин, обозначенный выше, а гораздо большее – это устойчивое общественное явление с тесно переплетенными социально-экономическими и психологическими составляющими.

Коррупция, как общественное явление, является своеобразным пороком общества, проекцией существующей несовершенной системы государственного управления на своих граждан. Данное явление также стоит рассматривать и как определенное вынужденное обстоятельство для тех, кто изначально не хотел нарушать закон. Нередки жизненные ситуации, когда решить тот или иной, важный для гражданина вопрос, законными и юридическими методами становится просто невозможно, так как излишне сложные, предвзятые бюрократические процессы и ложные препятствия, играют на руку недобросовестным чиновникам, дают им возможность склонить честного человека к коррупции, даче взятки. Разумеется, со стороны закона, правосудия и органов исполнительной власти, ничего из этого не может служить оправданием для честного гражданина, ступившего на ложный путь сотрудничества с коррупционером, однако в этом и заключается сложный, социально-экономический и психологический взгляд на данную проблему.

В начале 2000-х годов тема широкого распространения коррупции стала по-настоящему важной в мировых масштабах, в результате чего были усилены государственные и правовые функции по противодействую коррупции, увеличено внимание к вопросу со стороны общественности. Важнейшим юридическим шагом в данном вопросе можно отметить ратификацию Российской Федерацией в 2006 г. двух основополагающих международных антикоррупционных актов – Конвенции ООН против коррупции 2003 г. и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г. Ратификация конвенций послужила дальнейшим толчком для разработки в нашей стране «антикоррупционного пакета» законов, который успешно завершился в декабре 2008 г. принятием основополагающих законодательных актов:

– Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции»;

– Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».

В 2009 г. отечественное антикоррупционное законодательство пополнилось еще одним важным законодательным актом – Федеральным законом от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».6
Интервью с Корякиным В.М. «Государственная антикоррупционная стратегия нуждается в серьезном научном обеспечении». [Электронный ресурс] // Фонд «Наука-ХХI»: [сайт]. Режим доступа: http://www.nicnauka.ru/intervyu-s-uchenym/ (дата обращения: 21.01.2016).

В дальнейшем были разработаны и приняты национальные планы противодействия коррупции на ближайшие годы. Последний актуальный документ на сегодняшний момент – это «Национальный план противодействия коррупции на 2016-2017 годы», принятый указом Президента РФ от 1 апреля 2016 г. № 147 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 – 2017 годы».

Касательно системы Вооруженных Сил РФ, на базе национального плана противодействия коррупции разрабатывает и регулярно утверждает Министром обороны РФ свой ведомственный план – «План противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации на 2016-2017 годы» введенный в действие приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 марта 2016 г. № 115 «Об утверждении Плана противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации на 2016–2017 годы».7
Приказ Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Плана противодействия коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации на 2016–2017 годы» [Электронный ресурс]: от 4 марта 2016 г. № 115 (с изменениями, внесенными приказом Министра обороны Российской Федерации от 14 апреля 2016 г. № 196):: [сайт] Режим доступа: http://mil.ru/anti-corruption/docs.htm (дата обращения: 18.05.2016).

(Рис. 1)


Рис. 1 – Антикоррупционное законодательство в ВС РФ


Принятие и введение в действие указанных законов вызывало широкий интерес в обществе и послужило благоприятной основной для изучения данной темы в научном юридическом сообществе.

Коррупция в Вооруженных силах РФ представляет особый интерес для изучения, так как закрытость военизированных организаций от широкой общественности, позволяет пользоваться коррупционерам отсутствием должного контроля и внимания, дольше оставаться незамеченными для контролирующих органов и общественности.

Для военной системы, коррупцию с использованием служебного положения в корыстной или иной личной заинтересованности можно классифицировать следующим образом, в соответствии с Рис. 2.


Рис. 2 – Основные коррупционные преступления в ВС РФ


Первая разновидность – завладение с использованием служебного положения чужим имуществом путем его изъятия вопреки воле собственников. Под данный вид попадают различные преступления в сфере имущества, чаще всего подпадающие под санкции части 3 статьи 159 Уголовного Кодекса Российской Федерации – Мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения. Наиболее распространенными случаями привлечения к ответственности являются преступления служащих ВС РФ, связанные с обращением в личную собственность жилых и нежилых помещений, состоящих на балансе Минобороны России, а также схемы по продаже движимого военного имущества (транспортные средства с консервации, питание, вещевое имущество и т. п.).

Вторая разновидность коррумпированного поведения должностного лица в системе ВС РФ – использование служебного положения при совершении других действий корыстного характера, не связанных с завладением чужим имуществом. Данное последствие может выражаться в виде реального материального ущерба, в упущенной выгоде, а также в причинении иного вреда различным интересам (нарушении конституционных прав и свобод граждан, подрыве авторитета органов власти, создании помех и сбоев в работе, нарушении общественного порядка, сокрытии крупных хищений). Наиболее часто, данные преступные деяния квалифицируются по статье 285 Уголовного Кодекса Российской Федерации (Злоупотребление должностными полномочиями), а также по статье 286 Уголовного Кодекса Российской Федерации (Превышение должностных полномочий). В военной среде подобные преступления связаны с введением командирами войсковых частей и начальниками учреждений дополнительных незаконных запретов для служащих или взимание какой-либо неофициальной, «на благо учреждения», платы, освобождения от несения службы или проставление табелей за фактически отсутствующего на службе служащего, различные незаконные схемы использования служащих для личных нужд (уборка территории в личном загородном доме, строительство и т. п.).

В качестве третьей разновидности коррумпированного поведения стоит выделить получение или передачу определенных материальных средств и ценностей лицу, имеющему властные полномочия от некого заинтересованного лица. Как правило, это чаще всего встречаемая разновидность коррумпированных взаимоотношений и заключается она в том, что некое заинтересованное лицо передает напрямую или через посредника (что встречается чаще) определенные материальные ценности, денежные средства или оказывает какие-либо услуги без взимания платы за них, некому лицу, обладающему властными полномочиями, с целью освобождения от каких-либо обязанностей, получения каких-либо прав в обход существующего и регулируемого законом порядка. По-простому такие действия называются подкупом или дачей взятки. Основная цель таких действий все же направлена на побуждение обладающего властными полномочиями лица к определенным действиям или бездействию. В действующем уголовном законодательстве данные преступления квалифицируются по статье 290 Уголовного Кодекса Российской Федерации (Получение взятки) и статьей 291 Уголовного Кодекса Российской Федерации (Дача взятки).8
«Уголовный кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс]: от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.05.2016). – Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс».

Четвертой разновидностью коррупции в Вооруженных Силах Российской Федерации становится все более популярное с пришествием рыночного и экономического времени в нашей стране, преступление, ответственность за которое предусмотрена статья 289 Уголовного Кодекса Российской Федерации (Незаконное участие в предпринимательской деятельности). Согласно статьи 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих» устанавливается запрет военнослужащим заниматься другой оплачиваемой деятельностью.9
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» [Электронный ресурс]: от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 15.02.2016). – Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс».

Из этого вытекает факт, что военнослужащие не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях и в учреждениях в любых формах трудовых отношений. Стоит отметить, что закон разрешает военнослужащим заниматься научной, преподавательской и творческой деятельностью (Разрешение на такую деятельность вытекает из ч. 1 ст. 44 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания10
«Конституция Российской Федерации» [Электронный ресурс]: (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). – Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс».

), но только в том случае, если это не препятствует исполнению обязанностей военной службы. Стоит дополнительно отметить, что даже в случае, если военнослужащий не лично осуществлял коммерческую деятельность, а делал это через своих доверенных лиц (друзей, родственников, деловых партнеров), то в данном случае он также будет нести ответственность по ст.289 УК РФ, в случае, если будет доказана его личная заинтересованность и значимость в действиях какого-либо предприятия.

Рассматривая коррупционные преступления, стоит отдельно уделить внимание особенностям коррупции в органах военного управления Вооруженных Сил РФ, среди высших должностных лиц. Как правило, действия коррупционеров из высшего руководства, носят особо крупный размер и квалифицируются сразу по нескольким статьям Уголовного Кодекса Российской Федерации, а в части их противоправной деятельности, которую сложно квалифицировать, стоит рассматривать следующие, сложно доказуемые виды преступных деяний, в соответствии с Рис. 3.


Рис. 3 – Сложно доказуемые коррупционные преступления в ВС РФ


– создание «карманных» коммерческих организаций, теневое руководство которыми осуществляют представители органов управления ВС РФ через законспирированную сеть фиктивных руководителей и посредников;

– использование коррупционерами схем и методов по искусственному созданию заинтересованности государственных органов в создании определенных групп товаров или услуг, удовлетворение спроса которых осуществляется аффилированными, «карманными» коммерческими структурами с целью освоения бюджетных ассигнований для фактического обналичивания и завладения государственными средствами;

– лоббирование интересов крупных коммерческих структур в части навязывания пользования их услугами теми или иными структурами ВС РФ.

– деятельность по передаче в пользование, собственность или аренду, имущественной базы военизированной организации по заниженной стоимости, а также в обход существующего установленного действующими нормативно-правовыми актами и законодательством порядка.

Коррупция в ВС РФ носит двойственный характер и имеет статус сложного социально-экономического и психологического явления. Двойственность характера коррупции проявляется в том, что в развитии самого коррупционного отношения заинтересованы две стороны – сторона, которая оказывает определенные услуги или принимает решения, а также сторона, которой нужно получить конкретный, положительный для себя результат. Заинтересованность одновременно двух сторон в положительном разрешении ситуации порождает обоюдную заинтересованность в сокрытии факта таких отношений, их непубличности, формирует дальнейшие коррупционные отношения, основанные на доверии. Сложный социальный-экономической подоплекой является то, что коррупция оправдывается сторонами, как некое вынужденное явление, на совершение преступления обе стороны в основном толкает не желание нарушить закон и обойти существующие порядки, а желание получить материальную выгоду или иные богатства, учитывая определенные оправдания своим действиям. «Оправдываются» подобные действия, как правило, вполне благими намерениями – это как и низкая зарплата военнослужащих и чиновников органов военного управления, так и невозможность получить какие-либо положенные по закону блага так, как они должны быть получены, в связи с несовершенством органов управления – например, размеры коррупции в сфере военного жилья превышают все разумные пределы, в связи с несовершенностью работы механизмов реализации прав на получение жилья военнослужащими, проблемами со сдачей госкомиссиям уже построенного для вселения жилья, ведением электронного реестра. Сложный психологический характер в коррупционном поведении заключается в том, что лицо, которое является достаточно честным и порядочным, возможно ранее и не было замечено в подобных отношениях, рано или поздно, сталкивается с определенным барьером, жизненной ситуацией, в которой данный индивидуум «сдается и проигрывает», возникает мысль получить то или иное в обход существующего официального установленного порядка, сэкономив определенные силы, время, а иногда получая и иную, большую изначально положенной по закону пользу и выгоду. С другой же стороны, на помощь отчаявшемуся военнослужащему приходит коррумпированный высокопоставленный чиновник ВС РФ, который вполне возможно разочаровался своей недостаточно высокой (возможно, недостаточной в силу своей личной «мерки») заработной платой или тем, что более высокое руководство просит или требует от него каких-либо отчислений (коллективное взяточничество и финансирование более высоких начальников), поэтому соглашается на коррупционные отношения или выступает их инициатором и каждая из сторон, в итоге, получает то, что желает.

Существует мнение, что коррупция является последствием несовершенства действующих в государстве механизмов, проявляется там, где наиболее несовершенны законы и порядки. По мнению автора, нельзя не согласиться с данным фактом. Так, самыми острыми и коррупционно-направленными вопросами для любого из военнослужащих являются вопросы денежных выплат, жилищные проблемы и вопросы карьерного роста. Первичный анализ этих основных причин дает нам однозначный ответ, что проблемы по-настоящему актуальны и часто решаются не в пользу военнослужащих и/или требуют для своего решения крайне длительного времени, в связи со сложными бюрократическими формальностями, при которых добросовестному и успешному офицеру может долго не находиться вышестоящей должности (а служить в отдаленных регионах и на крайнем севере не каждый готов), а будучи неугодным действующему командованию части, можно длительное время лишаться, казалось бы, вполне заслуженно положенных стимулирующих материальных выплат по приказам № 101011
Приказ Министра обороны РФ «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» [Электронный ресурс]: от 26 июля 2010 г. N 1010. – Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс».

И № 50012
Приказ Министра Обороны РФ «Об утверждении Правил выплати ежемесячной надбавки за особые достижения в службе военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации» [Электронный ресурс]: от 21 марта 2012 г. № 500. – Доступ из справ. – правовой системы «КонсультантПлюс».

Органы управления ВС РФ совершенствуют нормативно-правовые акты в данных сферах, отлаживают механизмы взаимодействия системы командир – подчиненный, совершенствуют их, однако данные тенденции имеют долгосрочную перспективу, начало им положено в середине 2000-ых годов, тогда как целые десятилетия до этого, такие вопросы и проблемы практически никак не афишировались, не решались, что в итоге и породило нарастающую волну коррупции в армии.

Внимание! Это ознакомительный фрагмент книги.

Если начало книги вам понравилось, то полную версию можно приобрести у нашего партнёра - распространителя легального контента ООО "ЛитРес".

, УК «Развитие» , «ГВСУ «Центр»

«Связи»

— Российский военный и государственный деятель. Министр обороны Российской Федерации с 6 ноября 2012 года. Генерал армии (2003). Герой Российской Федерации (1999)

Российский государственный деятель, экономист. Индустриальный директор авиационного кластера «Ростеха». Руководитель Федеральной налоговой службы с 27 июля 2004 по 19 февраля 2007. Министр обороны Российской Федерации с 15 февраля 2007 года по 6 ноября 2012 года. 14 декабря 2015 года назначен в Совет директоров холдинга Вертолёты России

Российский предприниматель. Генеральный директор и основной акционер УК «Развитие». Вице-президент Федерации дзюдо России. Член совета национального союза ветеранов дзюдо

«Новости»

Офицерские метры – приоритет для власти

В то же время, по словам руководителя УК «Развитие» (управляет компанией ГВСУ «Центр») Михаила Анатольевича Черкасова, цена контракта вполне справедлива. «Мы строим панельные дома для военных по цене примерно 29 тысяч рублей за квадратный метр, монолит – 33 тысячи рублей за квадратный метр. При этом у нас получается извлекать не только прибыль, но и внедрять в процесс строительства современные технологии, например, немецкую линию по производству бесшовных бетонных панелей. Но такая стоимость жилья актуальна только для бюджетного строительства, когда за счет государства предоставляется земля и подключаются коммуникации», — сказал Черкасов.

По словам Черкасова, благодаря тому, что Министерство обороны стало надежным партнером и платит по госконтрактам вовремя, крупные строительные компании, в том числе и его, могут при реализации проектов рассчитывать на собственные финансовые ресурсы, не прибегая к заемным средствам. Что естественно удешевляет стоимость строительства, — разъясняет плюсы работы с Минобороны руководитель УК «Развитие» Михаил Черкасов.

Жилье для военнослужащих: качество при разумных затратах

На реализацию данной программы государство запланировало только в нынешнем году потратить 88 миллиардов рублей. Сумма немалая, особенно если вся она пойдет на целевые расходы. Черкасов Михаил Анатольевич считает, что при должном уровне контроля за рациональным использованием этих средств, можно достичь заметного результата уже сегодня. А ведь это программа не одного года, она будет продолжена.

Раздается немало голосов из стана коллег предпринимателя, уверяющих, что любое строительство дешевле чем за 50 тысяч рублей за метр квадратный заведомо убыточно. Как лукавство и откровенную ложь оценивает подобные высказывания Михаил Черкасов - а он эксперт в вопросах недвижимости. Его сдает квартиры по 30 тысяч за квадратный метр, причем, не голые стены, как это нередко бывает у его конкурентов, а с чистовой отделкой. Да еще и умудряется территорию вокруг дома облагородить: там остается голое поле, а удобные парковки, газоны, детские площадки.

Михаил Черкасов: ипотечная программа важна для развития строительной отрасли

Можно отметить, что на подмосковный рынок новостроек пришел покупатель нового типа, считает Михаил Черкасов. Представлен он, как правило, молодой семьей с детьми, на выбор в пользу Подмосковья которой повлияла не только привлекательная стоимость жилья, но и возможность жить в благоприятной экологической обстановке. Таким покупателям, по мнению Михаила Анатольевича Черкасова в первую очередь интересно наличие детского сада, других объектов инфраструктуры, охраняемой территории возле дома. Черкасов Михаил уверен, что цены на недвижимость в ближайшее время продолжат свой рост. Бизнесмен отмечает существование стабильно выраженного спроса на относительно небольшое и недорогое жилье. Такие квартиры помимо того, что привлекают невысокой ценой, также являются хорошим вариантом при разъездах. Еще одна причина спроса на них – возможность получения в банке ипотечного кредита, достаточного для покупки этого вида жилья, весьма большому кругу заемщиков. Из-за того, что такие квартиры уходят с рынка как горячие пирожки, цены на них постоянно растут, – полагает Михаил Черкасов.

Черкасов М.А. считает весьма эффективной и программу «Военная ипотека». Согласно информации, предоставленной ФГУ «Росвоенжилье», банки, работающие с ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», по состоянию на 1 января 2010 года предоставили военнослужащим 1635 кредитов, агентством было выкуплено 677 закладных на общую сумму 1.439 миллиардов рублей. Причем, по сравнению с 2009 годом, когда участниками накопительной ипотечной программы являлись 140 тысяч военнослужащих, в 2011 году ожидается, что их количество превысит 200 тысяч человек. Черкасов Михаил Анатольевич, чья компания выиграла ряд контрактов на строительство квартир для Министерства обороны, говорит о том, что желающих участвовать в подобных конкурсах не очень много, поскольку цены, которые предлагает за жилье Минобороны, достаточно низкие. Но, благодаря реализации крупных проектов, и возможности применять новейшие строительные технологии, у компании Черкасова М.А. неплохо получается строить доступное жилье и получать при этом некоторую прибыль.

Черкасов Михаил Анатольевич поддерживает программу жилья для военных в России

В ходе реализации намеченных планов по обеспечению военных жильем, Министерству обороны пришлось столкнуться с целым рядом проблем. В частности, пришлось признать, что программа не успеет завершиться в 2010 году, как было намечено, и реализовать ее полностью получится не раньше 2012 года. Все дело в том, что изначально численность военнослужащих, нуждающихся в постоянном жилье, составляла 67 тысяч человек, но за год она выросла до 91 тысячи и продолжает расти. Чтобы выправить создавшуюся ситуацию, было предложено активно использовать гражданские строительные организации, на что охотно откликнулся Михаил Анатольевич Черкасов – глава УК «Развитие». Предложения Михаила Черкасова по возведению жилья довольно быстро нашли понимание среди военных.

В частности, Михаил Анатольевич Черкасов предложил строить панельные дома по цене за квадратный метр примерно в 29 тысяч рублей, монолитные – по 33 тысячи рублей за метр. Черкасов Михаил считает цену контракта вполне справедливой. Извлекать прибыль из таких проектов он надеется не столько традиционными способами, сколько за счет внедрения в строительство самых современных технологий. Например, Черкасов Михаил с удовольствием поведал о немецкой линии по производству бесшовных панелей из бетона. Такую низкую стоимость квадратного метра жилья удалось обеспечить благодаря тому, что государство предоставило за свой счет землю и подключило коммуникации. Это возможно только для бюджетного строительства, — отметил Михаил Черкасов.

«Сбербанк» решил продать одну из крупнейших строительных компаний Москвы

«Сбербанк» собирается продать «Главное всерегиональное строительное управление «Центр» (ГВСУ «Центр»). В феврале новым владельцем бывшего строительного главка Минобороны станет УК «Развитие» Михаила Черкасова, который является партнером одного из «друзей Путина». Об этом сообщает «РБК daily».

В декабре сделку одобрила Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Стоимость грядущей сделки не уточняется. В 2009 году банк забрал «Центр» за долги у Coalco Василия Анисимова, оценив актив в 7,8 млрд рублей, но сделка прошла в цене 5,5 млрд рублей.

ГВСУ «Центр» — одно из ведущих промышленно-строительных предприятий московского региона. Компания была создана в 1998 году на базе Главного военно-строительного управления Министерства обороны, которое построило множество объектов Минобороны, Театр Советской Армии, населенные пункты Краснознаменск, Болшево, Ватутинки и Королев. Сегодня ХК объединяет свыше 11 строительных, промышленных, девелоперских и брокерских организаций с числом сотрудников более 3,5 тысячи. Имеющиеся производственные мощности позволяют ГВСУ ежегодно строить более 400 тысяч кв. м жилья.

Обзор интервью с руководителем УК «Развитие» Михаилом Черкасовым

Отдельный вопрос – обеспечение доступным жильём военнослужащих. Михаил Черкасов считает, что значительный вклад в решение данного ключевого вопроса вносится министром обороны нашей страны Анатолием Сердюковым. Команда, возглавляемая ним, разрабатывает и успешно воплощает в жизнь программы предоставления жилья военнослужащим двух категорий: тем, кто несёт службу в регионах определённый срок и нуждается во временном жилье, а также тем, кто уволен в запас и кому необходимо постоянное жильё.

Возникают определённые сложности и с решением вопроса, касающегося компактного расселения армейского состава в некоторых регионах. Черкасов Михаил Анатольевич отмечает, что преодолением возникающих трудностей занимаются представители командного состава военного ведомства.

Одним из важных шагов в решении проблемы жилья для военнослужащих Черкасов М.А считает принятие законопроекта о дополнительных механизмах, позволяющих обеспечивать жильём уволенных со службы военных, а также лиц, приравненных к ним. Черкасов М.А. выражает также надежду на то, что данный шаг поможет стимулировать активность жилищного строительства в различных регионах нашей страны.

Поводы для оптимизма есть

В конце 2009 года по сравнению с предыдущим, докризисным, стоимость квадратного метра жилплощади (средней по стране) упала с 56 000 до 42 600 рублей за квадратный метр, а в долларах снижение произошло почти вдвое. С тех пор цены, поступательно поднимаясь, так и не догнали благословенный 2008-й год.

Кто-то в этом видит источник проблем, но только не Черкасов Михаил Анатольевич и специалисты его строительной компании. Тем более что есть и другие цифры: за этот год в Москве появится 2,7 миллионов кв. м только что отстроенного жилья. На социальные нужды запланировано 656 тысяч из них, а два миллиона с лишним «квадратов» раскупятся. И этого еще мало.

Руководитель УК «Развитие» Михаил Черкасов уверен, что суть решения проблемы уже на поверхности. Это активизация загородного домостроения, ориентированного на массового потребителя, квартиры класса «комфорт» и «эконом» сегмента.

Это не принесет «заоблачной» прибыли, зато доходы будут стабильны, а при хорошей организации дела и оборот средств станет достаточно быстрым. Значит, будут и шансы вкладывать в модернизацию производства, обновление технических средств, повышение квалификации персонала, заработную плату. По сути - в благополучное будущее коллектива. А значит, и в реализацию новых перспективных проектов.

Сегодня Подмосковье, завтра - уже Москва

Черкасов Михаил Анатольевич и его коллеги в Подмосковье уже строят: и жилье, и объекты «социалки». Этот регион преображается благодаря усилиям грамотных застройщиков. Условия проживания здесь мало чем отличаются от московских, да и до столицы - рукой подать, а транспортных развязок хватает, и они продолжают развиваться. Купив здесь квартиру сегодня, потребитель вложит в нее на миллион рублей меньше, чем отдал бы за совершенно идентичную столичную. А известно, что вложения в недвижимость - самые выгодные. Учитывая вышеизложенную ситуацию, самым перспективным из таких капиталовложений становится именно подмосковное жилье.

Михаил Черкасов надеется, что в долгосрочной перспективе будут созданы четкие механизмы государственно-частного партнерства, без которых возведение внешней инженерной инфраструктуры пока что остается крайне сложным.

Без подобного сотрудничества проблематичным остается освоение территории во всем комплексе: благоустройство, насыщение социальными объектами, озеленение и т.д. Уже сегодня конкурентное преимущество на стороне тех компаний, которые готовы браться за такую «максималистскую» работу. Люди хотят иметь не просто квадратные метры для проживания, а комфортную среду обитания для себя и своих детей. И это именно тот случай, когда клиент абсолютно прав!

Жилье военнослужащих

УК «Развитие» во главе с Черкасовым Михаилом Анатольевичем предложило цену в 30 тысяч рублей. Откуда такая стоимость? Из реальной себестоимости производства жилья – в строительных компаниях УК «Развитие» провели полное технологическое обновление производственных мощностей.

Остается только порадоваться за военных, которые смогут получить новое жилье по доступным ценам. Это будут полностью отделанные квартиры со всех инфраструктурой в новом микрорайоне.

Военных обеспечат качественным жильем по разумным ценам

Столичные строители работают по программе возведения жилья для военных и их семей с 2006 года. По поручению руководства страны в Южном Бутове, Кожухове, Щербинке и поселке Северный военным передали порядка 8 тысяч квартир, а также объекты инфраструктуры. Решить проблему полностью федеральные власти планируют к 2012 году.

В марте прошлого года правительство Москвы заключило с министерством обороны соглашение, в соответствии с которым до 2012 года столичный стройкомплекс должен возвести около полутора миллионов квадратных метров жилья в Подольске и Балашихе на землях военного ведомства. Это почти 22 тысячи квартир (14 676 квартир в Подольске и 7083 - в Балашихе). По данным столичных властей, в разработанной программе участвуют многие крупные строительные компании столицы: «СУ-155», ГК «ПИК», ХК «Главмосстрой», ГВСУ «Центр», ДСК-1 и «Мосстроймеханизация-5». Кроме того, под руководством столичного стройкомплекса ведется строительство и в других регионах Центрального федерального округа.

По словам главы УК «Развитие» (эта компания управляет «Главным военно-строительным управлением «Центр») Михаила Черкасова, квартиры сдаются военным с полной чистовой отделкой. «Квартиры довольно просторные. Территория вокруг домов благоустроена: на ней расположены спортивные площадки, детские игровые зоны, парковка. В скором времени рядом появятся еще и социальные объекты. Соответствующее финансирование на возведение этих объектов уже выделено».