Автомобильный сайт - За рулем

Автомобильный сайт - За рулем

» » Старый дуб весь преображенный раскинувшись шатром сочной. М не нужен отрывок из война и мир про дуб

Старый дуб весь преображенный раскинувшись шатром сочной. М не нужен отрывок из война и мир про дуб

III

На другой день простившись только с одним графом, не дождавшись выхода дам, князь Андрей поехал домой.

Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; всё было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами.

Целый день был жаркий, где‑то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна, в тени; правая мокрая, глянцовитая блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Всё было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко.

«Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны», подумал князь Андрей. «Да где он», подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, - ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да, это тот самый дуб», подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна, - и всё это вдруг вспомнилось ему.

«Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Возвратившись из своей поездки, князь Андрей решился осенью ехать в Петербург и придумал разные причины этого решенья. Целый ряд разумных, логических доводов, почему ему необходимо ехать в Петербург и даже служить, ежеминутно был готов к его услугам. Он даже теперь не понимал, как мог он когда‑нибудь сомневаться в необходимости принять деятельное участие в жизни, точно так же как месяц тому назад он не понимал, как могла бы ему притти мысль уехать из деревни. Ему казалось ясно, что все его опыты жизни должны были пропасть даром и быть бессмыслицей, ежели бы он не приложил их к делу и не принял опять деятельного участия в жизни. Он даже не понимал того, как на основании таких же бедных разумных доводов прежде очевидно было, что он бы унизился, ежели бы теперь после своих уроков жизни опять бы поверил в возможность приносить пользу и в возможность счастия и любви. Теперь разум подсказывал совсем другое. После этой поездки князь Андрей стал скучать в деревне, прежние занятия не интересовали его, и часто, сидя один в своем кабинете, он вставал, подходил к зеркалу и долго смотрел на свое лицо. Потом он отворачивался и смотрел на портрет покойницы Лизы, которая с взбитыми à la grecque [по гречески] буклями нежно и весело смотрела на него из золотой рамки. Она уже не говорила мужу прежних страшных слов, она просто и весело с любопытством смотрела на него. И князь Андрей, заложив назад руки, долго ходил по комнате, то хмурясь, то улыбаясь, передумывая те неразумные, невыразимые словом, тайные как преступление мысли, связанные с Пьером, с славой, с девушкой на окне, с дубом, с женской красотой и любовью, которые изменили всю его жизнь. И в эти‑то минуты, когда кто входил к нему, он бывал особенно сух, строго‑решителен и в особенности неприятно‑логичен.

Mon cher, [Дорогой мой,] - бывало скажет входя в такую минуту княжна Марья, - Николушке нельзя нынче гулять: очень холодно.

Ежели бы было тепло, - в такие минуты особенно‑сухо отвечал князь Андрей своей сестре, - то он бы пошел в одной рубашке, а так как холодно, надо надеть на него теплую одежду, которая для этого и выдумана. Вот что следует из того, что холодно, а не то чтобы оставаться дома, когда ребенку нужен воздух, - говорил он с особенной логичностью, как бы наказывая кого‑то за всю эту тайную, нелогичную, происходившую в нем, внутреннюю работу. Княжна Марья думала в этих случаях о том, как сушит мужчин эта умственная работа.

Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени,

млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек,

ни старого горя и недоверия - ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую

кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было,

что этот старик произвел их. «Да это тот самый дуб», - подумал князь Андрей, и

на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления.

Л.Н.Толстой «Война и мир» Предисловие. Мир сказки Ну кто же не знает народных русских сказок! Их волшебный мир открывается для нас в самом раннем детстве, одновременно с нашим открытием мира вообще.

Знакомые образы, привычные сюжеты, уже совсем родные герои... Вряд ли ктонибудь может сказать, что за ними скрывается нечто большее, чем просто волшебные невероятные и поучительные истории. Но сказка не даром сказывается.

Ведь она была уже на свете, когда не было ни Истории, ни Летописи, она - мать Предания и сестра Мифа. Именно сказка сохранила для нас вести из тех древних времен, о которых человечество забыло совсем. Нам всем скоро доведется узнать, что выдумки в древних сказках куда меньше, чем нынче кажется. Творческая обработка, пожалуй, присутствует, но не больше. У наших предков был свой взгляд на окружающий мир, и этот взгляд они передали нам языком символов, метафор, вечных образов. В сказках, по сути, отражены вечные проблемы и вечные же мистерии, происходящие в этом мире.

Интереснее и загадочнее то, что на нашей территории, откуда вышли все арийские народы, не осталось цельной и связной мифологической системы, тогда как у древних греков - Мифы, у индийцев - «Веды» и другие священные предания, у скандинавов и германцев - саги и «Эдда», у персов - «Авеста». А у нас сохранились только юные былины, да народные сказки. Именно в них и придется искать то, что осталось от уникальной культуры наших предков, а поможет нам в этом Авестийское учение, в котором в наиболее чистом и целостном виде сохранились знания ариев.

Возьмем, к примеру, Кощея Бессмертного и БабуЯгу. Отрицательные герои? Зато какие необыкновенные, самобытные, к тому же хранители чудес, волшебных вещей, так необходимых людям. Кощей - волшебник, могучий чародей, которому подвластны природные силы, притом бессмертный. Имя «Кощей» произошло от названия священных книг древних славян «кощун». Это были деревянные перевязанные таблички с написанными на них уникальными знаниями. Хранителя этого бессмертного наследства и называли «Кощеем». Его книги передавались из поколения в поколение, но вряд ли он был действительно бессмертным, как в сказке. А вот жить «Кощун» мог очень долго, как всякий здоровый человек, к тому же обладающий медицинскими знаниями и умеющий работать с природными силами. Так что в образ костлявого старика, чахнущего над златом, настоящие «кощеи» не вписываются. А в страшного злодея, колдуна, бессердечного, жестокого, но могущественного, похитителя красавиц и хранителя огромных сокровищ Кощей превратился сравнительно недавно - во время введения православия, когда всех положительных персонажей славянского пантеона превратили в отрицательных. Тогда же возникло и слово «кощунство», то есть следование древним, нехристианским обычаям. Между тем, есть еще одно значение слова «кощун» - пророк, провидец. Значит среди многих знаний, передаваемых издревле нашими предками, были и астрологические. А всем знакомый Кощей Бессмертный оказался, выходит, славянским собратом зороастрийского жрецамага, священнослужителя древнейшей религии, связанной с именем пророка Заратуштры.

И БабаЯга у нас популярная личность. Любой ребенок знает где она живет и чем занимается. Спросите и он вам расскажет, что живет она в лесу, в избушке на курьих ножках, а все свое свободное время посвящает полетам в ступе. Похоже, что репутацию злой ведьмы, а в придачу и безобразную внешность БабаЯга, как и Кощей, получила во времена введения православия. Но до конца очернить ее в сказках так и не смогли. Не куданибудь, а именно к ней приходили в трудную минуту все Иваныцаревичи и Иваныдураки. А она их кормилапоила, баньку им топила и спать на печь ложила, чтобы поутру указать нужный путь, помогала распутать самые сложные их проблемы, давала волшебный клубок, что сам приводил к нужной цели.



Роль «русской Ариадны» делает нашу бабульку удивительно похожей на одно авестийское божество, ангела с женским лицом Чисту, или иначе Хисту. Кстати, древнеарийское слово «чистота» от нее произошло. Эта женщинаочистительница, своими волосами подметающая дорогу, сгоняющая с нее храфстру и всякую нечисть, очищающая дорогу судьбы от камней и мусора, изображалась с метлой в одной руке и клубком в другой. Этот клубочек, указывающий верный путь, давала она только тем, кто заслуживал. Так что выходит не зря наша БабаЯга «летает, помелом след заметает» - это она уборкой занята, мусор с дорог сметает, тьму своей метлою разгоняет. Она - один из главных мусорщиков планеты, покровитель всех уборщиц, главный блюститель чистоты и праведных дорог. Ясно, что при такой должности быть оборванной и грязной она никак не может. Тем более своя банька есть. И если запутается в неразрешимые тугие узлы ваша судьба, а дорога окажется непроходимой изза всякого мусора, вашего и чужого, знайте, что спасти вас может чьято метла и конец волшебного клубка.

Попробуем копнуть еще глубже и не чтонибудь, а удивительную землю Урала, богатую легендами и сказками. Этот регион - перегородка мозга Земли, священная территория всех ариев. А еще хранятся там до поры, до времени сокровища, которым нет равных. Откуда они там? На затонувшем материке Арктида была когдато гора УшиДарна - средоточие хварны, божественной благодати, где Небо соприкасалось с Землей, одна из гор «тронов Счастья и вместилищ Святой Аши».

Именно на этой горе получали хварну первые цари Земли. Сейчас УшиДарна не существует, но ее функции перешли на Урал. «Медной же горы Хозяйкой» является ангел (изед) Арштат, который побуждает мир расти, содействует процветанию, дарует богатство работящим, трезвым людям. Под его особым покровительством были камнерезы, купцы, меценаты, а также Россия - самая богатая в мире страна, которая вновь должна стать процветающей, когда откроются все богатства для тех, кто их заслужил. А пока ХозяйкаАрштат закрыла и бережет подвластные ей сокровища. И если вспомнить сказки, не оченьто жалует тех, кто пытается жадно присвоить чужое. Если следовать этой легенде, то все богатства России, вывозимые из нее корыстными людьми, вернутся обратно. А неправедным похитителям и скупщикам еще предстоит услышать: «Эх ты, полоумный косой заяц! Тебе ли меня взять! Разве ты мне пара?» Взглянем вширь, за пределы России. Кто не знаком с уникальным сборником восточных сказочных и волшебных историй «1001 ночь»? Кто не зачитывался в детстве историями про АлаадДина и принцессу Будур, царей и халифов, принцев и смелых воинов? На самом деле увлекательные сказки - это свод мудрых мистерий, понятных до конца только имеющим знания мудрецов, ведь изначально в основу «тысячи и одной ночи» лег перевод персидского сборника «Хэзар эфсане» («Тысяча преданий»), что был переложен на арабский лишь в VIII в. н. э. Именно отсюда были взяты основные сказки, а также герои обрамляющей повести Шахривар и Шахразада, царь и царица.

Можно было бы долго объяснять, почему люди, имеющие царскую хварну, занимались по ночам кроме всего прочего рассказыванием старинных преданий. Но лучше прямо обратимся к числу 1001. Именно столько лепестков имеет чакра Сахасрара, теменной центр, связанный с деятельностью головного мозга. Она же соотносится непосредственно с первой из благих земель Арьяна Ваэджа, что расположена на южном Урале, у перегородки мозга Земли. Край этот, в свою очередь, связан с воинством ариев, Небесным Воинством и его главой Шахриваром, а также с созвездием Большой Медведицы (Хавторингом), звезды которой всегда были путеводными. То есть даже на самом первичном уровне 1001 - это число путей воина.

В «Авесте» есть книга «Ясна», или как ее еще называют «Книга тысячи врат», тысячи путей. Из нее вытекает 1000 путей Благой Мысли. Каждая из ночей Шахерезады - это одно из указаний на очищение Благой Мыслью, путь светлой мудрости. Тысяча путей и еще один - сокровенный.

Глава 1 Конец бабушкиного клубка Древо человека «Здравствуй, дерево, я - тоже дерево.» Р.И.Рождественский Нет, наверное, человека в мире, который не задавал бы себе вопросы: а почему я таков, почему у меня две руки, две ноги, а голова всего одна, почему пять пальцев на руке и зачем мне волосы, ногти? Между тем, наше тело является по своему строению отражением всего космогенезиса, и если мы сопоставим его с Мировым Древом, то увидим насколько абсолютно точно и гармонично выражен здесь весь мировой закон.

В авестийском мифе говорится, что после вторжения Ахримана (сатаны) в этот мир и гибели первочеловекаандрогина Гайомарта потомки его Машия и Машиана выросли из земли в виде растения ревеня. С тех пор тело человеческое подобно древу.

Корни этого дерева - ноги. Причем две ноги связаны с изначальным выбором человека между Светом и Тьмой. Они показывают корни тех проблем, которые мы в себе несем из прошлых жизней, из предшествующего нашему появлению первичного раскола мироздания. Ноги - это то, что держит нас на земле, указывает на чем покоится вообще наше изначальное воплощение.

Итак, проходим выбор между Светом и Тьмой, а дальше уже идет смыкание, дальше человек уже должен выбрать. Строение тазобедренного пояса и всех органов, связанных с ним, является смычкой между небом и землей, между изначальным состоянием мира и тем, которое человек получает посредством свободной воли. Это наш «пень» - основание, от которого идет начало всех дел. Это же фундамент, опора, от которой мы продвигаемся выше по уровню эволюции, поднимаемся к небу.

Все выше, и выше, и выше... Позвоночный столб, ребра и так далее - все это уже показывает мир, который над нами, мир небесных иерархий. Каждый позвонок связан с одним из изедов (ангелов). Ствол дерева показывает «лестницу небесную». Две руки - это две ветви, которые как бы противостоят по смыслу ногам, корням. Это то, чем можно преодолеть двойственность мироздания. Строение рук показывает возможные пути победы над злом, следования Свету. Плод дерева - это голова, вместилище разума, итог всех усилий. Лепестками нашего плода являются волосы.

В позвоночнике, этом стволе дерева, пронизывающем сверху донизу все уровни мира, мы находим также четыре основные части, связанные с четырьмя формами времени. Тазобедренная кость, копчик, крестец - это основа, то, что мы принесли с собой из прошлого, на что опираемся. С настоящим связаны грудные позвонки, грудная клетка. Это крона, планеты, их движение, по сути то, что руководит настоящим моментом времени. Латентная форма будущего времени, будущего в свернутом виде поясничные позвонки. Это программы, неведомые для нас цели, которые могут раскрыться и к которым мы можем прийти через преодоление трудностей. Реальное же будущее проявляется через наши руки («твое будущее в твоих руках»), ключицы, лопатки. Это дела, которые будут реализованы в результате работы, посредством свободной воли. А вот голова и примыкающие к ней шейные позвонки относятся к вечности. Это кармический итог нашей деятельности, плод и то, что приводит к его созреванию.

Деление тела на 12тичленный Зодиак - это уже совсем другая история, относящаяся к проявлению сущности. А мы определили причинность.

Тело, что мы имеем, показывает мир, в котором мы живем. Каков дух - таково и тело. Это кармическое наследство от прошлой жизни. Поэтому зороастрийцы, последователи пророка Заратуштры, очень подозрительно относились к врожденным деформациям тела. Считалось, что горбы, хромота, кособокость и другие уродства как свидетельства недоработки в прошлом и признаки духовного осквернения могли и в новой жизни привести к страшным преступлениям или испытаниям. Наука, изучающая отклонения от изначальных пропорций человека, соотношение между частями его тела, называется морфометрией. Есть объективный закон, который сводит воедино пропорции тела, он тождественен закону Большого Мира. Весь закон Вселенной для нас, следовательно, закодирован в человеческом теле. Весь закон для собаки - в собачьем и т. д. Мы просто не смогли бы жить в данном мире, не будь мы его копиями, его частью, подчиняющейся и устроенной по тем же законам, не будь мы созданы по образу и подобию Творца этого мира. Вот и выходит, что мы - микромиры, тело наше - модель мироздания, его формы, фигура - уже космос. И в нем тоже существуют знаки Зодиака. Например, регион Льва помещается на спине.

Почему? Потому что, если представить человека в виде Мирового Древа, допустим, то спина - это крона, на которой расцветают цветы творчества и любви.

Что это? я падаю! у меня ноги подкашиваются» , — подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба, — высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, — подумал князь Андрей, — не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, — совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!.. »

  1. Описание дуба

На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще и в два раза выше каждой березы. Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.

"Весна, и любовь, и счастие!" - как будто говорил этот дуб. - И как не надоест вам все один и тот же глупый и бессмысленный обман. Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинокие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они - из спины, из боков; как выросли - так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам".

Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.

"Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!" Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом, возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь, и пришел к тому же прежнему успокоительному и безнадежному заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая.

III. Описание дуба

"Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны,- подумал князь Андрей. - Да где он",- подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя - ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. "Да это тот самый дуб", - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна - и все это вдруг вспомнилось ему.

"Нет, жизнь не кончена в 31 год,- вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!"

IV. Танец Наташи

Наташа сбросила себя платок, который был, накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала.

Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала,- эта Графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой,- этот дух, откуда взяла она эти приёмы, которые танцы с шалью давно бы должны были вытеснить? Но дух и приёмы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от неё дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил, было, Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошёл, и они уже любовались ею.

Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисия Фёдоровна, которая тотчас подала её необходимый для её дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тётке, и в матери, и во всяком русском человеке.

На другой день, простившись только с одним графом, не дождавшись выхода дам, князь Андрей поехал домой. Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем месяц тому назад; все было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами. Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна, в тени; правая, мокрая, глянцевитая, блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Все было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко. «Да, здесь, в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны, — подумал князь Андрей. — Да где он? » — подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого горя и недоверия — ничего не было видно. Сквозь столетнюю жесткую кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что это старик произвел их. «Да это тот самый дуб», — подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна — и все это вдруг вспомнилось ему. «Нет, жизнь не кончена и тридцать один год, — вдруг окончательно беспеременно решил князь Андрей. — Мало того, что я знаю все то, что есть во мне, надо, чтоб и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтобы не жили они так, как эта девочка, независимо от моей жизни, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!» Возвратившись из этой поездки, князь Андрей решил осенью ехать в Петербург и придумал разные причины этого решения. Целый ряд разумных, логических доводов, почему ему необходимо ехать в Петербург и даже служить, ежеминутно был готов к его услугам. Он даже теперь не понимал, как мог он когда-нибудь сомневаться в необходимости принять деятельное участие в жизни, точно так же как месяц тому назад он не понимал, как могла бы ему прийти мысль уехать из деревни. Ему казалось ясно, что все его опыты жизни должны были пропасть даром и быть бессмыслицей, ежели бы он не приложил их к делу и не принял опять деятельного участия в жизни. Он даже не понимал того, как на основании таких же бедных разумных доводов прежде очевидно было, что он бы унизился, ежели бы теперь, после своих уроков жизни, опять бы поверил в возможность приносить пользу и в возможность счастия и любви. Теперь разум подсказывал совсем другое. После этой поездки князь Андрей стал скучать в деревне, прежние занятия не интересовали его, и часто, сидя один в своем кабинете, он вставал, подходил к зеркалу и долго смотрел на свое лицо. Потом он отворачивался и смотрел на портрет покойницы Лизы, которая с взбитыми à la grecque буклями нежно и весело смотрела на него из золотой рамки. Она уже не говорила мужу прежних страшных слов, она просто и весело с любопытством смотрела на него. И князь Андрей, заложив назад руки, долго ходил по комнате, то хмурясь, то улыбаясь, передумывая те неразумные, невыразимые словом, тайные, как преступление, мысли, связанные с Пьером, с славой, с девушкой на окне, с дубом, с женской красотой и любовью, которые изменили всю его жизнь. И в эти-то минуты, когда кто входил к нему, он бывал особенно сух, строг, решителен и в особенности неприятно логичен. — Mon cher, — бывало, скажет, входя в такую минуту, княжна Марья. — Николушке нельзя нынче гулять: очень холодно. — Ежели бы было тепло, — в такие минуты особенно сухо отвечал князь Андрей своей сестре, — то он бы пошел в одной рубашке, а так как холодно, надо надеть на него теплую одежду, которая для этого и выдумана, вот что следует из того, что холодно, а не то чтоб оставаться дома, когда ребенку нужен воздух, — говорил он с особенной логичностью, как бы наказывая кого-то за всю эту тайную, нелогичную, происходившую в нем внутреннюю работу. Княжна Марья думала в этих случаях о том, как сушит мужчин эта умственная работа.

По опекунским делам рязанского именья, князю Андрею надо было видеться с уездным предводителем. Предводителем был граф Илья Андреич Ростов, и князь Андрей в середине мая поехал к нему.

Был уже жаркий период весны. Лес уже весь оделся, была пыль и было так жарко, что проезжая мимо воды, хотелось купаться.

Князь Андрей, невеселый и озабоченный соображениями о том, что и что ему нужно о делах спросить у предводителя, подъезжал по аллее сада к отрадненскому дому Ростовых. Вправо из-за деревьев он услыхал женский, веселый крик, и увидал бегущую на перерез его коляски толпу девушек. Впереди других ближе, подбегала к коляске черноволосая, очень тоненькая, странно-тоненькая, черноглазая девушка в желтом ситцевом платье, повязанная белым носовым платком, из-под которого выбивались пряди расчесавшихся волос. Девушка что-то кричала, но узнав чужого, не взглянув на него, со смехом побежала назад.

Князю Андрею вдруг стало от чего-то больно. День был так хорош, солнце так ярко, кругом всё так весело; а эта тоненькая и хорошенькая девушка не знала и не хотела знать про его существование и была довольна, и счастлива какой-то своей отдельной, - верно глупой - но веселой и счастливой жизнию. «Чему она так рада? о чем она думает! Не об уставе военном, не об устройстве рязанских оброчных. О чем она думает? И чем она счастлива?» невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей.

Граф Илья Андреич в 1809-м году жил в Отрадном всё так же как и прежде, то есть принимая почти всю губернию, с охотами, театрами, обедами и музыкантами. Он, как всякому новому гостю, был рад князю Андрею, и почти насильно оставил его ночевать.

В продолжение скучного дня, во время которого князя Андрея занимали старшие хозяева и почетнейшие из гостей, которыми по случаю приближающихся именин был полон дом старого графа, Болконский несколько раз взглядывая на Наташу чему-то смеявшуюся и веселившуюся между другой молодой половиной общества, всё спрашивал себя: «о чем она думает? Чему она так рада!».

Вечером оставшись один на новом месте, он долго не мог заснуть. Он читал, потом потушил свечу и опять зажег ее. В комнате с закрытыми изнутри ставнями было жарко. Он досадовал на этого глупого старика (так он называл Ростова), который задержал его, уверяя, что нужные бумаги в городе, не доставлены еще, досадовал на себя за то, что остался.

Князь Андрей встал и подошел к окну, чтобы отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отворил окно. Ночь была свежая и неподвижно-светлая. Перед самым окном был ряд подстриженных дерев, черных с одной и серебристо-освещенных с другой стороны. Под деревами была какая-то сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми кое-где листьями и стеблями. Далее за черными деревами была какая-то блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево, с ярко-белым стволом и сучьями, и выше его почти полная луна на светлом, почти беззвездном, весеннем небе. Князь Андрей облокотился на окно и глаза его остановились на этом небе.

Комната князя Андрея была в среднем этаже; в комнатах над ним тоже жили и не спали. Он услыхал сверху женский говор.

Только еще один раз, - сказал сверху женский голос, который сейчас узнал князь Андрей.

Да когда же ты спать будешь? - отвечал другой голос.

Я не буду, я не могу спать, что ж мне делать! Ну, последний раз…

Ах какая прелесть! Ну теперь спать, и конец.

Ты спи, а я не могу, - отвечал первый голос, приблизившийся к окну. Она видимо совсем высунулась в окно, потому что слышно было шуршанье ее платья и даже дыханье. Всё затихло и окаменело, как и луна и ее свет и тени. Князь Андрей тоже боялся пошевелиться, чтобы не выдать своего невольного присутствия.

Соня неохотно что-то отвечала.

Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, - туже, как можно туже - натужиться надо. Вот так!

Полно, ты упадешь.

Ах, ты только всё портишь мне. Ну, иди, иди.

Опять всё замолкло, но князь Андрей знал, что она всё еще сидит тут, он слышал иногда тихое шевеленье, иногда вздохи.

Ах… Боже мой! Боже мой! что ж это такое! - вдруг вскрикнула она. - Спать так спать! - и захлопнула окно.

«И дела нет до моего существования!» подумал князь Андрей в то время, как он прислушивался к ее говору, почему-то ожидая и боясь, что она скажет что-нибудь про него. - «И опять она! И как нарочно!» думал он. В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни, что он, чувствуя себя не в силах уяснить себе свое состояние, тотчас же заснул.

На другой день простившись только с одним графом, не дождавшись выхода дам, князь Андрей поехал домой.

Уже было начало июня, когда князь Андрей, возвращаясь домой, въехал опять в ту березовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики еще глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; всё было полно, тенисто и густо; и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами.

Целый день был жаркий, где-то собиралась гроза, но только небольшая тучка брызнула на пыль дороги и на сочные листья. Левая сторона леса была темна, в тени; правая мокрая, глянцовитая блестела на солнце, чуть колыхаясь от ветра. Всё было в цвету; соловьи трещали и перекатывались то близко, то далеко.

«Да, здесь, в этом лесу был этот дуб, с которым мы были согласны», подумал князь Андрей. «Да где он», подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги и сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, - ничего не было видно. Сквозь жесткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные, молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвел их. «Да, это тот самый дуб», подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления. Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему. И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое, укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна, - и всё это вдруг вспомнилось ему.

«Нет, жизнь не кончена в 31 год, вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей. Мало того, что я знаю всё то, что есть во мне, надо, чтобы и все знали это: и Пьер, и эта девочка, которая хотела улететь в небо, надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня шла моя жизнь, чтоб не жили они так независимо от моей жизни, чтоб на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе!»

Возвратившись из своей поездки, князь Андрей решился осенью ехать в Петербург и придумал разные причины этого решенья. Целый ряд разумных, логических доводов, почему ему необходимо ехать в Петербург и даже служить, ежеминутно был готов к его услугам. Он даже теперь не понимал, как мог он когда-нибудь сомневаться в необходимости принять деятельное участие в жизни, точно так же как месяц тому назад он не понимал, как могла бы ему притти мысль уехать из деревни. Ему казалось ясно, что все его опыты жизни должны были пропасть даром и быть бессмыслицей, ежели бы он не приложил их к делу и не принял опять деятельного участия в жизни. Он даже не понимал того, как на основании таких же бедных разумных доводов прежде очевидно было, что он бы унизился, ежели бы теперь после своих уроков жизни опять бы поверил в возможность приносить пользу и в возможность счастия и любви. Теперь разум подсказывал совсем другое. После этой поездки князь Андрей стал скучать в деревне, прежние занятия не интересовали его, и часто, сидя один в своем кабинете, он вставал, подходил к зеркалу и долго смотрел на свое лицо. Потом он отворачивался и смотрел на портрет покойницы Лизы, которая с взбитыми a la grecque [по гречески] буклями нежно и весело смотрела на него из золотой рамки. Она уже не говорила мужу прежних страшных слов, она просто и весело с любопытством смотрела на него. И князь Андрей, заложив назад руки, долго ходил по комнате, то хмурясь, то улыбаясь, передумывая те неразумные, невыразимые словом, тайные как преступление мысли, связанные с Пьером, с славой, с девушкой на окне, с дубом, с женской красотой и любовью, которые изменили всю его жизнь. И в эти-то минуты, когда кто входил к нему, он бывал особенно сух, строго-решителен и в особенности неприятно-логичен.

Mon cher, [Дорогой мой, ] - бывало скажет входя в такую минуту княжна Марья, - Николушке нельзя нынче гулять: очень холодно.

Ежели бы было тепло, - в такие минуты особенно-сухо отвечал князь Андрей своей сестре, - то он бы пошел в одной рубашке, а так как холодно, надо надеть на него теплую одежду, которая для этого и выдумана. Вот что следует из того, что холодно, а не то чтобы оставаться дома, когда ребенку нужен воздух, - говорил он с особенной логичностью, как бы наказывая кого-то за всю эту тайную, нелогичную, происходившую в нем, внутреннюю работу. Княжна Марья думала в этих случаях о том, как сушит мужчин эта умственная работа.

Князь Андрей приехал в Петербург в августе 1809 года. Это было время апогея славы молодого Сперанского и энергии совершаемых им переворотов. В этом самом августе, государь, ехав в коляске, был вывален, повредил себе ногу, и оставался в Петергофе три недели, видаясь ежедневно и исключительно со Сперанским. В это время готовились не только два столь знаменитые и встревожившие общество указа об уничтожении придворных чинов и об экзаменах на чины коллежских асессоров и статских советников, но и целая государственная конституция, долженствовавшая изменить существующий судебный, административный и финансовый порядок управления России от государственного совета до волостного правления. Теперь осуществлялись и воплощались те неясные, либеральные мечтания, с которыми вступил на престол император Александр, и которые он стремился осуществить с помощью своих помощников Чарторижского, Новосильцева, Кочубея и Строгонова, которых он сам шутя называл comite du salut publique. [комитет общественного спасения. ]

Теперь всех вместе заменил Сперанский по гражданской части и Аракчеев по военной. Князь Андрей вскоре после приезда своего, как камергер, явился ко двору и на выход. Государь два раза, встретив его, не удостоил его ни одним словом. Князю Андрею всегда еще прежде казалось, что он антипатичен государю, что государю неприятно его лицо и всё существо его. В сухом, отдаляющем взгляде, которым посмотрел на него государь, князь Андрей еще более чем прежде нашел подтверждение этому предположению. Придворные объяснили князю Андрею невнимание к нему государя тем, что Его Величество был недоволен тем, что Болконский не служил с 1805 года.