Автомобильный сайт - За рулем

Автомобильный сайт - За рулем

» » Психокоррекционная программа для взрослых. Психокоррекционная программа по агрессии

Психокоррекционная программа для взрослых. Психокоррекционная программа по агрессии

Сегодня в посте: , акцентуация характера и саморегуляция поведения.

Приветствую Вас, уважаемые посетители психологического сайта Олега Матвеева, желаю всем психического здоровья.

Программа психокоррекции характера — акцентуации

В современном мире повышенного стресса и личностных переживаний значительно увеличилось количество людей с той, или иной акцентуацией характера


Чрезмерное выделение определенных черт характера к границе с патологией, на ряду с выраженными защитами психики мешает человеческому общению, самоактуализации личности, и как результат – достижению успеха в жизни. (психологический кризис и смысл жизни человека)

Чтобы помочь себе, и своим близким выйти из этого порочного круга необходимо узнать свою акцентуацию характера , и заняться психотренингом и психокоррекцией, а также саморегуляцией поведения и психического состояния.

Вам предлагается программа психокоррекции характера , состоящая из упражнений по преодолению выраженности характера и ослаблению излишней защиты психики.

Акцентуаций характера (по Леонгарду) – десять, (другие авторы вывели 13) сути это не меняет, просто некоторые акцентуации были несколько расширены.

Психокоррекция застревающего характера

Начнем с психокоррекции распространенного застревающего характера .
Застревающий характер обусловлен умеренной общительностью, занудством, склонностью к нравоучениям, неразговорчивостью.

Человек с застревающим характером часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляется настороженность и недоверчивость к людям, чувствительность к обидам и огорчениям.

Он уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен легко отходить от обид.

Застревающий характер отличается заносчивостью, инициацией конфликтов.

Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие, зачастую приводят, человека с застревающим характером, к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью.

Основной особенностью индивида с застревающим характером является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.

Психотренинг — упражнения программы психокоррекции характера

1) День без замечаний.
Учитесь сдерживать свои отрицательные эмоции, свое недовольство окружающими.

Вам, безусловно, хочется высказать, что Вы думаете о них, но тем, кто рядом с Вами неприятно переносить проявление Вашего пренебрежения. Учитесь не ругаться.

Дайте себе слово — целый день всем все прощать, понимать слова других с пониманием, никого не критиковать, не делать замечаний (как бы этого не хотелось), не осуждать поступки одноклассников, сотрудников, членов семьи, и не ругаться ни с кем.

Если получилось, и Вы смогли прожить целый день именно так, то через пару дней увеличивайте этот период до двух дней и т.д.

Доведите длительность упражнения до недели, а потом посмотрите и проанализируйте, что изменилось у Вас и в Ваших отношениях с людьми.

2) Приятный разговор.
Если вопрос, который вызывает у Вас неприятные эмоции, слишком принципиален, стремитесь сделать общение с человеком просто приятным.

Прав Ваш собеседник или не прав (сейчас это не имеет принципиального значения), постарайтесь, чтобы этому человеку было с Вами хорошо, спокойно, и у него появилось желание еще раз встретится и поговорить с Вами.

Затем еще раз обязательно поговорите с ним и узнайте, что он думает о прошлой Вашей беседе. Действительно ли ему было приятно разговаривать с Вами.

3) Я рад тебя видеть.

При встрече с любым человеком, даже с тем, кого Вы совсем не знаете, первая Ваша фраза должна быть такой: «Я рад тебя видеть!»

Скажите это от всего сердца, или (хотя бы) подумайте так и только после этого начинайте разговор.

Если в ходе беседы Вы почувствовали раздражение или гнев, то каждые 2-3 минуты произносите мысленно или вслух – «Я рад тебя видеть».

4) Добрая улыбка.

При всей своей занятости старайтесь чаще встречать окружающих доброй и приветливой улыбкой (не наигранной), тем более когда к Вам обращаются, также улыбнувшись.

Если сразу не получается, попробуйте улыбаться внутренне, про себя, но без капли иронии.

Выполняя эту программу психокоррекции характера, Вы совсем скоро (если не будете ленится) понизите свою акцентуацию характера (что можно будет проверить через повторный тест), по-новому увидите жизнь и других людей.

Сможете восстановить потерянные отношения и создать новые, для полноценной, насыщенной жизни и личностных успехов и достижений.

Татьяна Шидловская
Психокоррекционная программа коррекции агрессивности

Психокоррекционная программа коррекции агрессивности

На современном этапе все большее внимание уделяется развитию личности ребенка-дошкольника, развитию у него положительных гуманных качеств. Однако, результаты исследований психологов говорят о том , что в последнее время число детей, имеющих различные нарушения в личностной сфере увеличилось на 10-12%.

Проблема образования негативных качеств тем более стоит остро, что в этом возрасте отрицательные формы поведения приобретают устойчивый характер. Поэтому существует необходимость коррекции поведения (агрессивного ) детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим определяется цель психокоррекционной программы : коррекция агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Цель конкретизируется следующими задачами :

1. Снижение уровня агрессивности .

2. Налаживание контакта со сверстниками.

3. Формирование поведенческих стереотипов взаимоотношений со сверстниками.

4. Закрепление достигнутых результатов.

Психокоррекционная программа построена с учетом следующих принципов :

1. Принцип единства диагностики и коррекции .

2. Принцип приоритетности каузального типа.

3. Принцип программного изучения .

4. Деятельный принцип коррекции .

Программа имеет поблочную структуру. Занятия первого блока предлагают ребенку способы снятия агрессивного поведения , занятия второго блока направлены на формирование поведенческих стереотипов, закрепление полученных навыков – цель третьего блока.

Условие перехода на следующий этап – достижение цели предыдущего.

Занятия рекомендуется проводить три раза в неделю в подгрупповой (в I блоке) и групповой (во II-III-м блоке) форме. Длительность занятия 30-35 минут. Общая продолжительность работы 50 минут. Предполагаемые результаты психокоррекционной программы :

а) снятие агрессивных проявлений

б) гармоничные отношения со сверстниками.

Тематический план программ .

t(м) Общее

Цель : Коррекция агрессивности . Формирование способности к самоуправлению агрессивности поведения .

Занятие 1. «Я вижу»

Цель : Установление доверительных отношений между взрослым и ребенком, адаптация к кабинету.

«Два барана»

Цель : Снятие агрессивности . Дать возможность ребенку выплеснуть гнев, снять напряжение.

«Брыкание»

Цель : Эмоциональная разрядка, снятие психического напряжения через мышечное.

«Подушечные бои»

Цель : Обыгрывание агрессии , снятие напряжения.

Этюд на расслабление «Каждый спит»

Занятие 2. «Выбиваем пыль»

Цель : Обыгрывание агрессивности через физическую нагрузку

«Сломанная кукла»

Цель : снятие напряжения, контроль за действиями.

«Падающая башня»

Цель : Обыгрывание агрессивности .

«Ласковые лапки»

Цель : Снять мышечное напряжение, помочь снизить агрессивность

Занятие 3. «Воздушные шары»

Цель : Обыгрывание агрессивности .

«Жужа»

Цель : Научить агрессивных детей быть менее обидчивыми, дать возможность посмотреть на себя глазами окружающих, учить управлять своими действиями, эмоциями.

«Стойкий оловянный солдатик»

Цель : (Снятие) учить контролировать агрессивные проявления .

«Брыкание» (модификация)

Цель : Снятие мышечного напряжения.

Занятие 4. «Штурм крепости»

Цель : Коррекция агрессивности .

«Толкалки»

Цель : Учить детей контролировать свои действия.

«Солнечный зайчик»

Цель : Физическое расслабление.

Занятие 5. Арт-терапия.

Цель : Снижение уровня агрессивности .

Цель : Формирование поведенческих стереотипов в соответствии с общепринятыми нормами.

Занятие 6. «Поссорились два петушка»

Цель : Развитие раскованности, самоконтроля.

«Лепим сказку»

Цель : Развитие навыков совместной деятельности, косвенное снятие агрессивности .

Занятие 7. «Тук – тебя – дух» .

Цель : Снятие негативного напряжения и восстановление сил.

«Разыгрывание ситуаций»

Цель

Занятие 8. Арт-терапия.

Цель : Коррекция агрессивности .

Занятие 9. «Компас»

Цель : Формирование доверия к окружающим.

«Минута шалости» .

Цель : Психологическая разгрузка .

Психологическая лепка .

Цель : Развивать умение действовать совместно, подчинять свои желания группе.

Этюд на расслабление.

Цель : Снятие напряжения.

Занятие 10. «Секрет»

Цель : Развивать умение договариваться со сверстниками вербальным способом.

«Кукла Бобо»

Цель : Дать возможность ребенку выплеснуть агрессию .

«Дракон»

Цель : Дать возможность детям почувствовать себя частью коллектива, контролировать свои действия.

«Воздушный шарик»

Цель : Снять напряжение, успокоить детей.

Цель : Закрепление достигнутых результатов.

Занятие 11. «Детский футбол»

Цель : Обыгрывание агрессивности .

«Бумажные мешки»

Цель : Снизить напряжение, беспокойство.

«Попроси игрушку»

Цель : Закрепить умение эффективного общения.

Занятие 12. «Аэробус»

Цель : (закрепить умение детей согласовано действовать в небольшой группе) .

«Голова мяч» (модификация)

Цель : Закрепить навыки сотрудничества в парах, тройках, учить доверять друг другу.

Занятие 13. «Сиамские близнецы»

Цель : Закрепить умение чувствовать сверстников, действовать вместе, договариваясь.

Разыгрывание ситуаций

Цель : Формирование стереотипов поведения.

«Замри»

Цель : Закреплять умение управлять своими действиями.

Занятие 14. «Обзывалки»

Цель : Снять вербальную агрессию , помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Театр прикосновений

Цель : Снять мышечное напряжение, снизить агрессивность , гармонизировать отношения между детьми.

«Сломанная кукла»

Цель : Снятие напряжения, контроль за действиями.

Занятие 15. «Найди друга»

Цель : Налаживание контакта между детьми.

«Врасти в землю»

Цель : Закрепление навыков саморегуляции.

«Голова мяч»

Цель : Закрепить навыки сотрудничества в парах, тройках, научить доверять друг другу.

«Запрещенное движение»

Цель : закреплять умение контролировать свои действи

Список литературы :

1. Гаспарова Г. Агрессивные дети // Дошкольное воспитание. – 1988 - №8.

2. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению – Ярославль – 1996.

3. Кряжева И. Л. Развитие эмоционального мира ребенка – Ярославль – 1997.

4. Лебедева Л. Д. Арттерапия детской агрессивности // Начальная школа – 2001- №2.

5. Лютова Г. К. Монина Шпаргалка для взрослых. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными , тревожными, аутичными детьми.

6. Осипова А. А. Общая психокоррекция – М – 2001 .

Всем участникам игры предлагается выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и местным катастрофам, постарайтесь привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры. Определите, кому это удалось и за счет каких средств. Итак, все участники игры пытаются об...

Цель упражнения: формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения. Каждому участнику в течении трех минут предлагается написать на карточке, кем он хотел быть в детстве и почему. Затем анонимные карточки сдаются ведущему, который их перемешивает и вновь раздает участникам в случайном порядке. Каждый участник должен "вжиться" в пол...

В новой книге-тренажере от автора психологических бестселлеров Виктора Шейнова вы найдете множество заданий на развитие творческого и практического мышления, сообразительности.Предлагаемые упражнения подобраны так, чтобы они развивали разные виды творческого мышления. При этом сложность предлагаемых заданий постоянно меняется, легкие перемежаются более трудными в решении. Надеюсь, вы получите удов...

Цель упражнения: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи.Вызываются два участника. Каждому из них ведущий дает спичечный коробок, в одном из которых лежит цветная бумажка. После того, как оба участника выяснили у кого из них в коробке лежит бумажка - каждый начинает доказывать "публике" то, что именно у него в коробке лежит бумаж...

1. В торговом зале. ТП договаривается с секретарем о встречи с директором. Остальная часть группы, не слышит. (Тренером производится видеозапись).

Тренер описывает ситуацию в которой...

Упражнение служит для снятие психофизиологических "зажимов" и формирования приемов релаксации состояния.Участники садятся в заведомо неудобную позу. При этом в определенных мышцах или суставах возникает локальное напряжение, "зажим". Необходимо в течение нескольких минут точно выделить область зажима и снять его, расслабиться. Участники делятся своими впечатлениями и ощущениями.

Игра веселая, создает положительную атмосферу. Фраза "Я люблю, конечно, всех..." настраивает участников на доброжелательное отношение друг к другу. Игра может проводиться в группе от 6 человек. В нее могут играть, как взрослые, так и дети.Участники сидят на стульях по кругу, в центре находится ведущий. Ведущих говорит фразу: "Я люблю, конечно, всех, но... (называет какой-либо признак, например, ...

Назначение:

Аудиовизуальная психокоррекционная программа (сессия) «Комплекс жертвы» предназначена для формирования в подсознании серии мощных установок на преодоление комплекса жертвы, повышения самооценки и формирования новых моделей поведения, ведущих к успеху в делах и личной жизни.

Описание:

Комплекс жертвы - это совокупность свойств личности, заключающихся в подсознательной предрасположенности быть жертвой обстоятельств или воздействия других людей.

Комплекс жертвы означает, что человек имеет определенные личностные особенности, благодаря которым он оказывается в позиции жертвы и неосознанно притягивает к себе неприятности, проблемы и людей – тиранов, мучителей и манипуляторов.

Как проявляется комплекс жертвы?

Человек с комплексом жертвы сам неосознанно создает ситуации, которые вызывают у него страдания и мучения. Но кажется, как будто бы он тут не причем - он подвергается воздействию извне. И поэтому в своих бедах он всегда обвиняет других людей или обстоятельства жизни, судьбу, Бога.

Кто-то обвиняет законы, правительство, чиновников, богачей – это проявление комплекса жертвы.
Кто-то обвиняет родителей, бабушек, свой род – и это комплекс жертвы.
Кто-то обвиняет противоположный пол, учителей, начальников – и это тоже проявление комплекса жертвы.

Основная бессознательная цель человека с комплексом жертвы – страдание, так как в страдании он получает «тайное» удовольствие. Причем настолько тайное, что он сам его часто не осознает.

Конечно, он не виноват, что его несчастьям нет конца, и неприятные ситуации не разруливаются. Но подсознательно он строит свою жизнь таким образом, чтобы страдания в его жизни не прекращались. Люди с комплексом жертвы только декларируют, что хотят быть счастливыми и успешными, и на сознательном уровне они и сами в это верят. А на самом деле, неосознанно они избегают успеха и счастья.

У кого-то комплекс жертвы проявляется очень явно и жестко. Например, в случаях насилия, избиений, агрессии, издевательств, ограблений. А у кого-то он замаскирован, проявляется мягко и незаметно. Ну, подумаешь, накричал начальник, постоянные конфликты с соседями, свекровью/тещей, - у всех бывает. Причем тут комплекс жертвы?

Самое сложное - осознать у себя комплекс жертвы и согласиться с тем, что он очень сильно отравляет жизнь. Пока человек не осознал свой комплекс, ничего в его жизни не изменится. Ведь только осознав у себя роль жертвы, он сможет сделать главный выбор в своей жизни: продолжать быть жертвой или взять жизнь под свой контроль.

Как понять, что человек находится в роли жертвы?

Людям с комплексом жертвы свойственно жить ради других, во многом отказывать себе, занижать собственную значимость, ощущать постоянное давление обстоятельств и неблагодарность окружающих. Человек с комплексом жертвы в своей речи часто употребляет эти и подобные им фразы:

Модель поведения жертвы - это полностью бессознательный выбор

Бытует мнение, что, если ты живешь плохо – значит, тебе нравится так жить. Это в корне не верно! Поведение людей с комплексом жертвы - это не осознанный выбор, а бессознательное следование негативным программам, заложенным в подсознание еще в детстве. Люди с комплексом жертвы просто не могут вести себя иначе. Но негативные бессознательные программы можно устранить и поместить на их место позитивные!

Установки в сессии «Комплекс жертвы» направлены на:

  1. полное искоренение комплекса жертвы и сопутствующих негативных моделей поведения
  2. повышение самооценки и четкое осознание собственной значимости и уникальности
  3. формирование моделей поведения, ведущих к успеху в делах и личной жизни
  4. отказ от пагубной привычки обвинять во всем обстоятельства и других людей
  5. принятие себя как личности и развитие объективного самоуважения
  6. рост уверенности в собственных способностях и возможностях
  7. отказ от стремления угождать и терпеть вопреки своим интересам
  8. формирование устойчивой системы адекватных межличностных взаимоотношений
  9. развитие умения отстаивать свою позицию и блюсти собственные интересы
  10. активное противодействие попыткам манипуляции (в том числе скрытой)

Быть жертвой обстоятельств и других людей или избрать новую успешную модель поведения и получить от жизни все то, о чем Вы так долго мечтали?
ЭТОТ ВЫБОР МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ ТОЛЬКО ВЫ!

По мнению Р.С. Немова психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Немов Р.С. Психология: учебник/ Р.С.Немов М.: Издательство Юрайт, ИД Юрайт, 2013г. 175с.

Психологической коррекции могут подлежать такие недостатки, которые не имеюют органической основы и не представляют собой такие устойчивые качества, которые формируются достаточно рано и в дальнейшем практически не изменяются.

Психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности.

Таким образом, под психологической коррекцией подразумевают реабилитацию, или восстановление функциональных состояний, исправление социально отвергаемых свойств личности (агрессии, жестокости, безответственности и т.п.), развитие социальных умений и профессиональных способностей. Речь идет о психологическом воздействии на психическую составляющую, об использовании взаимосвязи осознаваемых и неосознаваемых компанентов психики для нейтрализации нежелательных для личности психологических механизмов, обеспечении психического здоровья, уровня и продолжительности жизни (В.И.Серов, 2005).

В самой общей классификации все методы психокоррекции разделяются на индивидуальные и групповые методы психологической коррекции. Тем не менее, широкое распространение в современном мире получило групповое психокоррекционное движение. Его основное отличие от индивидуальной психокоррекции состоит в том, что в группе психокоррекционный эффект достигается за счет взаимодействия, взаимовлияния людей и активного использования социально-психологических возможностей группы для достижения требуемого психокоррекционного результата.

В чем же преимущество групповой психокоррекционной работы над индивидуальной? Во-первых, в том, что в группе начинают действовать дополнительные, стимулы, заставляющие человека нужным образом изменять свое поведение. Установлено, например, что группа облегчает человеку выражение эмоций и чувств, позволяет ему вести себя более раскованно, способствует разрядке внутренней напряженности, возникающей при индивидуальной работе.

Во-вторых, в группе человек чувствует себя психологически более защищенным, так как в ней обычно создается благоприятная атмосфера человеческих отношений. В такой группе ведущий и другие ее участники в любой момент могут прийти на помощь, защитить каждого от психологических травм и переживаний.

В-третьих, группа помогает человеку более глубоко раскрыться, что само по себе может принести ему желаемое облегчение.

В-четвертых, группа стимулирует появление и закрепление у индивида новых форм адаптивного межличностного поведения, таких, которые трудно вызвать при индивидуальной психокоррекционной работе.

В-пятых, группа помогает лучше понять самого себя, сравнивая себя с другими. В результате у человека складывается о себе более правильное представление.

Программа психологической коррекционной работы с осужденными мужского пола отбывающих наказание в СИЗО-1 УФСИН России по Республике Дагестан.

ЦЕЛЬ: психологическая коррекция негативных психических состояний и индивидуально-психологических черт. Обучение приемам саморегуляции и самоконтроля. Формирование и развитие эмоциональной устойчивости, снижение уровня агрессии, осознание своих ошибок, формирование положительных целей на будущее.

Формирование позитивного отношения к будущему;

Формировать не только цели, но и формулировать средства для достижения;

Развитие эмоциональной устойчивости;

Развитие и коррекция мнения осужденных о себе;

Коррекция ценностных ориентаций;

Программа состоит из описания организационного этапа тренинга, и включает в себя: знакомство, диагностика и подбор участников группы, и восемь встреч, направленных на психокоррекцию негативных психических состояний и индивидуально-психологических черт личности.

Сам курс состоит из 8 встреч, рассчитанных на 24 часа. Занятия с осужденными проводятся 2 раза в неделю по 3 часа в течение одного месяца. Оптимальная численность группы 12 - 15 человек. Каждая из встреч имеет свое назначение, описание наиболее важных моментов, на которые стоит обратить внимание. В некоторые встречи включено «информирование» (инструктирование), проводимое консультантом в группе.

В основе программы лежит принцип поэтапного понимания развития группы и постепенности в более глубоком понимании каждым участником своей роли. Каждая встреча вытекает из предыдущей и является в содержательном плане основой для следующей.

Основным направлением коррекционной программы является АРТ. - терапия: метод «Мандала», Песочная терапия, Изотерапия.

Проектируемые этапы тренинга:

1. Организационный.

Ориентация в специфике тренинга, первичная диагностика, выявление и коррекция мотивации участников.

2. 1 и 2 встреча.

Создание группы и определение группой своей работы, создание в группе атмосферы, которая бы способствовала самопознанию и самопроявлению.

3. 3 и 4 встреча.

Переосмысление представлений о себе на основе обратной связи, анализа происходящего в группе;

4. 5-6 встреча.

формирование позитивного отношения к будущему, определение целей, но и формулировать средства для достижения; развитие эмоциональной устойчивости

5. 7 и 8 встреча.

Рефлексия изменений, произошедших в участниках, и прогнозирование будущих жизненных планов участниками группы.

При подборе участников в группу следует руководствоваться следующими критериями:

Желание участника и добровольный приход в группу;

Противопоказано участие в тренинге людей с ярко выраженными физическими дефектами и отклонениями в психике;

Приблизительно одинаковый возраст участников;

Количество участников - не более 15;

ВСТРЕЧА 1.

Знакомство в группе.

Самоопределение членов группы и определение групповой цели своей работы;

Создание в группе атмосферы, которая бы способствовала самопознанию и самоопределению;

Дестабилизация представления участников о себе.

Знакомство с правилами тренинга.

Сообщение целей на следующее занятие.

Все участники тренинга садятся в круг. Сообщается тема занятия, цели и задачи данного занятия: - приветствие

Знакомство

Рефлексия (что я чувствую в данный момент?)

Сообщение правил работы в группе

Постановка задач текущего занятия.

1. «здесь и сейчас».

2. искренность в общении.

3. оценивать не участников, а только их действия.

4. «стоп» (нельзя принуждать человека говорить, если он не желает).

5. конфиденциальность.

6. обращение к другим по имени.

7. каждый участник говорит за себя, от своего имени.

8. Упражнение: «Летающие имена»

Это интересная игра, в которой тело помогает памяти выучить имена участников

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению. Кроме того. Вам понадобятся два-три маленьких мячика или мешочка с фасолью.

1. Попросите группу стать в круг.

2. Сначала участники перебрасывают друг другу один мяч. И каждый раз тот, кто его ловит, произносит свое имя: «Я Али», «Я Магомед». Продолжайте играть до тех пор, пока каждый член группы не получит мяч по крайней мере по одному разу.

3. Во втором раунде участники должны называть имена тех, кому перебрасывают мяч («Внимание, Арсен!»). Поймавший, называет имя того, от кого к нему прилетел мяч («Спасибо, Али!»). Этот этап длится до тех пор, пока каждый не вступит в игру, по меньшей мере, один раз.

4. Теперь каждый бросает мяч тому, от кого он был получен в предыдущем раунде, называя его имя: «Внимание, Махмуд!» Примерно в середине раунда введите в игру второй мяч, который будет перебрасываться членами группы по тем же правилам параллельно с первым.

5. Через 2-3 минуты можно предложить игрокам начать ходить кругом по комнате и продолжать кидать мячи в том же порядке. Каждый внимательно следит за тем, от кого он получил мяч и кому должен его перебросить.

Игра «Кораблекрушение», «Катастрофа над пустыней» используется для исследования процесса принятия решения группой, учит эффективному поведению для достижения согласия при решении групповой задачи, представляет информацию относительно членов группы, руководства, доминирования, вносит вклад в сплоченность членов группы.

РЕФЛЕКСИЯ: что я чувствую в данный момент? Что получил от сегодняшней встречи? Отношение к окружающим людям, готов ли прийти еще раз?

Подведение итогов.

ВСТРЕЧА 2.

«мое прошлое».

Создание в группе доброжелательной атмосферы;

Сплочение группы;

Осознание своих прошлых ошибок.

Приветствие.

Рисунок в круге «Мандал».

Все участники группы сидят в круге за столами. На столе краски, кисти, листы бумаги формата А4, позволяющий создавать круги диаметром до 25 см.

Сообщается тема занятия: сегодня мы будем рисовать. Тема, над которой будем сегодня работать, называется: «мои прошлые переживания». Вам необходимо будет нарисовать в круге прошлые переживания, вспомнить свое детство, свои детские проблемы, то, что вас волновало, беспокоило, то из-за чего вы, возможно, плакали, убегали из дома. Время не ограничено.

Работа по теме.

Обсуждение работ.

Упражнение «зеркало».

Работа в парах. Один из участников будет «зеркалом», а второй - просто сам собой. Он, оказавшись перед зеркалом, ведет себя достаточно свободно: мимика, пантомимика, жесты свободообразны. «Зеркало» повторяет как можно точнее все движения. Через 3-4 минуты поменяйтесь ролями

Упражнение: «Игра на сплочение».

У вас в руках игрушка. Представьте, что это ваш талисман, любимый предмет.

Допустим, что сейчас рядом с вами сидит ваш друг, у него плохое настроение. Подарите своему другу эту игрушку с добрыми словами, пожеланиями.

Давайте сейчас попробуем это сделать. Вы будете передавать игрушку, каждый - своему соседу. Начали.

Подведение итогов.

Постановка целей и задач на текущее занятие.

ВСТРЕЧА 3.

Рисунок на тему « Диалог»

Цель: диагностическое обследование привычных паттернов коммуникации, выявление коммуникативных трудностей.

Используемый материал: по 1 листу формата А4 на двух участников, карандаши, пастель.

Порядок проведения: участники тренинга должны разбиться на пары, и каждой паре будет предложен лист формата А4, карандаши и или пастель. Ведущий предупреждает участников о том, что теперь общаться им между собой при помощи слов нельзя. Далее дает задание: каждая пара должна сделать совместный рисунок, он может быть любого содержания - конкретного, абстрактного и т.д., но договариваться им надо без слов.

На создание рисунка отводиться около 10 минут.

Затем психолог организует групповое обсуждение работ. Каждая из пар должна рассказать о своем взаимодействии:

· получился ли рисунок общим;

· кто, в данном рисунке, занял большую часть пространства;

· удавалось ли им договариваться между собой при создании рисунка (если «да», то благодаря чему, если «нет» то, что им мешало это сделать);

· каким образом каждый из партнеров, или группа могут дать характеристику получившегося взаимодействия, является ли данное взаимодействие сотрудничеством, борьбой и т.д.;

· какие эмоции испытывали участники в процессе взаимодействия;

· кто какую стратегию избирал при взаимодействии - лидирование, следование, отстраненность и т.д.;

· учитывались ли интересы партнера и каким образом это проявлялось, чувствовал ли это партнер;

Задача психолога:

Если при рисовании какая то пара больше не хочет рисовать на данном листе, считая его испорченным, и просит другой листок, то ведущему лучше на это не соглашаться и постараться уговорить пару продолжить рисование на том же листе. Можно прояснить это приведя параллель с реальной жизнью: если общение не складывается и отношения между людьми испортились, то начать все заново и чистого листа не получиться, и поэтому нужно уметь исправлять отношения, даже если конфликт был не очень серьезным.

При проведении такой работы психологу нужно проанализировать, как взаимодействует и общается участник при проведении тренинга и как он это делает в реальной жизни.

Упражнение: « Зажим»

Цель: снятие психофизиологических зажимов и формирование приемов релаксации у осужденных отряда хозяйственного обеспечения.

Задача психолога: оказать помощь осужденным в осуществлении процесса снятия внутреннего напряжения и научение способам релаксации.

Используемый материал: не требуется.

Порядок проведения: участники тренинга садятся в заведомо неудобную им позу. В таком состоянии у них в определенных мышцах или суставах локально возникает напряжение, то есть зажим. Участникам необходимо в течении нескольких минут зафиксировать область напряжения, и постараться мысленно избавиться от этого напряжения, расслабиться.

Осужденные делятся своими впечатлениями, ощущениями.

Упражнение: Мозговой штурм «Почему у людей возникает состояние стресса?»

Участники разбиваются на команды и заполняют таблицы. Вывод: практически во всех случаях стресс возникает у человека, из-за неумения контролировать свои эмоции, и сильного перенапряжения организма вследствие воздействия на нее негативных внешних и внутренних факторов.

Игра -- разминка на групповое сплочение «Скалолаз» 20 мин

Подведение итогов.

Постановка целей и задач на текущее занятие.

ВСТРЕЧА 4.

«Принятие отрицательных сторон жизни».

Дальнейшее развитие навыков самоанализа, самопознания.

Отработка умения анализировать себя;

Развитие умения давать ресурс другому человеку, углубление знаний друг о друге.

Приветствие.

Упражнение «Мои резервы».

Участникам раздаются листы бумаги и ручки. Каждый на листе должен написать 10 своих положительных качеств и 10 отрицательных. На работу отводится 10 минут. К себе необходимо подойти критически.

Рисунок в круге «Мандала».

Продолжаем работу. Сегодня мы снова будем рисовать. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Мои настоящие переживания». (Методику смотри в приложении).

Работа по теме.

Обсуждение работ.

Упражнение: «Не смотря на это, ты…»

Участники делятся по парам. Каждый в паре рассказывает случай из своей жизни, в котором он сам создал для себя трудную ситуацию. Его партнёр оказывает ему моральную поддержку словами: «Не смотря на это, ты…», то есть он ищет слова поддержки, что его партнёр вынес позитивного на сегодняшний день.

Упражнение: «Зеркало»

Участники игры поднимаются со своих кресел и образуют круг. Теперь каждый играющий становится на время игры зеркалом, отражающим того, кто в него смотрится. Члены группы по одному обходят «зеркальный круг», смотрясь поочередно в каждое из зеркал. Причины, по которым вдруг возникает необходимость посмотреть в зеркало, может объявлять ведущий, хотя это необязательно. Однако объявление конкретной причины, заставляющей человека поразглядывать себя в зеркале, еще более оживляет и без того несерьезную атмосферу игры. Многие «зеркала» не выдерживают, смущаются. Таким участникам хорошо сразу же менять роль зеркала на роль смотрящегося в него.

Вот некоторые примеры причин поглядеть в зеркало, объявленных ведущим:

Вы проснулись утром. Пошли в ванную умываться. Вы это делаете перед зеркалом;

Теперь вы чистите зубы;

Вы начинаете причесываться;

Вы переодеваетесь в выходную одежду;

У вас попала в глаз соринка. Посмотрите внимательно в свой правый глаз, оттянув слегка нижнее веко;

Вы наносите на лицо косметику (для женщин);

Вы бреетесь (для мужчин);

У вас болит горло, и вы пытаетесь увидеть через зеркало, нет ли у вас воспаления;

Вы проверяете свой язык;

Вы просто гримасничаете перед зеркалом, потому, что у вас игривое настроение.

Подведение итогов.

Постановка целей и задач на текущее занятие.

ВСТРЕЧА 5.

«Я успешен».

Создание доброжелательной атмосферы в группе;

Принятие ситуаций успеха;

Развитие умения верить в успех;

Развитие умения защищать свою личную свободу спокойно и уверенно.

Приветствие.

Рефлексия чувств по приходу на занятие.

Постановка целей и задач на текущее занятие.

Упражнение: «Приветствие»

Сейчас каждый по очереди будет выходить в центр, поворачиваться лицом к группе и здороваться со всеми любым способом, не повторяя ранее использованные. Мы же вместе будем повторять каждое предложенное приветствие.

Рисунок в круге: «Мандала»

Продолжаем работу. Сегодня мы вновь будем рисовать, вспоминая себя. Тема занятия: «Мои успехи». Вспомните, что вас радовало, заставляло улыбаться, смеяться, приводило в восторг.

Работа по теме.

Обсуждение работ.

Упражнение: «Солнце светит для всех, кто…»

Тренер убирает из круга свой стул и становится в центр.

Инструкция: "У меня нет стула. Я говорю фразу «Солнце светит для тех, кто..» и называю один из признаков, который есть у нескольких участников (у кого есть часы, … кто чистил утром зубы.., кто злоупотреблял спиртным…). Все, имеющие названный признак, меняются местами, я же должен успеть занять освободившийся стул. Тот, кто остался без стула, становится ведущим и продолжает игру".

Упражнение: “Диалог с зеркалом”

диалог со своим отражением как с “alter ego”

Инструкция: “Посмотрите на себя в зеркало... Увидьте в зеркале себя... Увидьте в зеркале свое лицо, а не маску... Задайте себе вопрос и ждите ответа... Лучше, если это будет не придуманный, а настоящий ответ...”

Дальнейшая работа идет с помощью вопросов:

Чего ты действительно хочешь?

Как ты мешаешь себе жить?

Как ты делаешь свои проблемы? И т.д.

Работа ведется с динамикой состояния в процессе диалога

Условия проведения: зеркала (15 х 20), комната для релаксации.

Упражнение: «Сказать «Нет»

Два участника расходятся на расстояние в 10 шагов. Один из них медленно идет в сторону другого. Другой должен остановить его словом «Нет». Если участники испытывают затруднения при выполнении упражнения, им предлагается «побороться»: между ними проводится черта, партнеры упираются друг в друга ладонями, и один должен заставить другого отступить на шаг. Затем упражнение повторяется.

Подведение итогов.

Постановка целей и задач на текущее занятие.

ВСТРЕЧА 6.

«Мои мечты».

Определение себя в мечтах;

Осознание и принятие своих слабостей

Осмысление слабости или недостатка, как недоразвитого достоинства

Или слабость как достоинство в прошлом;

Реализация своей слабости в просьбе о помощи;

Приветствие.

Рефлексия чувств по приходу на занятие.

Постановка целей и задач на текущее занятие.

Песочная терапия на тему: «План моей жизни».

Цель: нейтрализовать психологические защиты осужденных отряда хозяйственного обеспечения и вывести на поверхность скрытые психологические проблемы.

Задача психолога: помощь в понимании и переосмыслении полученных образов.

Используемый материал: песочница размером 50/70/8, дно и борта которой должны быть окрашены в голубой цвет, песок очищенный, вода, коллекция разнообразных игрушечных фигурок.

Ход занятия: Осужденным предлагается с помощью предоставленного материала изобразить в песочнице план своей жизни. В ходе занятия психолог может задавать осужденному уточняющие вопросы, которые могут касаться расположения фигурок в песочнице. В конце занятия проводится анализ и обсуждение работы, осужденные делятся своими впечатлениями и мнениями о полученных результатах.

Упражнение: “Попроси меня о...”

- “Я” как что-то третье между достоинством и недостатком.

Ход работы: “Сейчас вам нужно найти партнера, которому вы больше всего доверяете. Вы можете свободно расположиться в помещении, как вам угодно. После этого вам нужно рассказать партнеру о своих недостатках и слабостях. Завершением каждого монолога должна быть искренняя просьба о помощи”.

Вопросы ведущего:

Какие трудности вы испытывали в процессе своего монолога?

В чем состоит трудность просьбы?

Какие чувства вы испытывали, когда просили?

В чем заключается сила вашего недостатка и слабость вашего достоинства?

Какие чувства у вас остались после своего рассказа?

Упражнение: «Десять Я»

Участники письменно заканчивают фразу, начинающуюся со слов «Я - это…». После выполнения задания ведущий говорит: «Закройте глаза. Представьте, что вы - самый прекрасный человек. Вы достигли самых высоких планок, которые себе поставили, вы стали тем человеком, которым мечтали стать…(Пауза). А теперь откройте глаза и представьте, что Бог создал вас еще прекраснее».

Упражнение: «Мой герб»

Был в старину обычай изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз (короткое изречение), выражающую руководящую идею или цель владельца. Каждый из вас должен нарисовать герб, который отображает Ваше жизненное кредо, отношение к себе и миру в целом. На выполнение задания - 7 минут, не смущайтесь, если не умеете рисовать, начните, и у Вас обязательно получится. Постарайтесь угадать, где, чей герб.

Схема (пусть изобразят), контур условными знаками.

Изображение герба заставляет сконцентрироваться на главном, что Вы цените в жизни, ради чего живете, чем дорожите. Поиск ответов помогает четко осознать цели своей жизни.

Работа по теме.

Постановка целей и задач на текущее занятие.

ВСТРЕЧА 7.

Рисунок на тему: «Каракули Винникотта»

Каракули - это что-то типа игры со свободно текущей продолжающейся линией. В таком рисунке отсутствует заведомо придуманный план или замысел: каракули создаются в результате легкого движения руки, которая позволяет карандашу двигаться в разных направлениях. Линия может быть любая: запутанная, косая, четкая, штриховатая. Данное упражнение принимается осужденным как игра, но на самом деле, все фигуры и формы, созданные осужденным в таком рисунке является доступом к его глубинному бессознательному.

Цель: осознание и вербализация существующих проблем у осужденного мужского пола.

Задача психолога: создать необходимую основу для проведения групповой работы, и обсуждения участниками группы существующих проблем и оказание психологической помощи в конструктивном решении этих проблем.

Используемые материалы: чистый лист бумаги формата А4, карандаши, фломастер.

Ход занятия: осужденному предлагается удобно расположиться на стуле, взять карандаш в левую руку (если он правша), и начать рисовать каракули с закрытыми глазами, не отрывая карандаш от бумаги. Время процесса рисования каракули предварительно не обговаривается. Обычно на выполнение задание хватает 5-8 минут. Далее осужденный выделяет цветными карандашами одну или несколько фигур и выбирает для дальнейшей работы любую из них. Полученную фигуру осужденный наделяет, какими то определенными качествами, свойствами (собака спокойная, верная, добрая и т.д.)

В ходе обсуждения рисунка у осужденного происходит осознание и проекция существующих проблем, проигрываются разные варианты их решения.

Упражнение: « Все равно ты молодец, потому, что…»

Упражнение выполняется в парах (это - другие пары по сравнению с предыдущим упражнением), Первый участник пары начинает рассказ со слов: «Меня не любят за то, что…». Второй, выслушав, должен отреагировать: «Всё равно ты молодец, потому что…». Затем участники меняются ролями.

После выполнения упражнения группа обсуждает его по схеме:

Все смогли отреагировать на рассказ партнера заданным образом?

Кто не смог или не успел это сделать? Почему?

Что чувствовал тот, к кому была обращена поддержка?

Что чувствовал слушающий? И т.д.

Дать участникам почувствовать эффект поддерживающего отношения со стороны партнера.

Подведение итогов.

Постановка целей и задач на текущее занятие.

ВСТРЕЧА 8.

«Какой я и каким бы хотел быть».

Осмысление различий между реальным и желаемым «Я»;

Проявление неосознанных проявлений о себе;

Анализ каждым участником изменений происшедших в нем за время тренинга;

Проектирование своего будущего;

Приветствие.

Рефлексия чувств по приходу на занятие.

Постановка целей и задач на текущее занятие.

Рисунок в круге «Мандала»

Тема, над которой будем сегодня работать, называется: «мои желания». Вам необходимо будет нарисовать в круге то, что вы хотите, желания, возможно, это будут вши планы на будущее.

Обсуждение рисунка.

Игра «Комплимент»

Участники выстраиваются в два круга: внутренний и внешний. Участники, стоящие друг напротив друга, говорят друг другу комплименты, добавляя после каждого: «А еще я....».

Упражнение: «Чемоданчик в дорогу»

Материалы: Несколько листов бумаги, ручка или карандаш.

Методика: Один из участников тренинга выходит из комнаты за дверь на несколько минут. Остальные совместно, начинают собирать ему в дальнюю дорогу «чемоданчик»: на листке бумаги, разделенном на две части карандашом, с одной стороны указывают положительные качества этого участника, а с другой отрицательные, которые должны быть преподнесены как резерв для изменений. Всего должно быть 5 - 7 характеристик с одной и с другой стороны. Затем участник возвращается в комнату и ему зачитывается и передается список его качеств. У него есть право на один вопрос. По мере психологической готовности остальных членов группы, вся процедура повторяется сначала, пока все участники не получат свой «чемоданчик».

Упражнение «Отказ».

Участникам необходимо обосновать преимущество и недостатки отказа и занести данные в таблицу.

Завершение работы. Рефлексия.

какое доминирующее настроение сейчас;

что хочется сказать в заключении,;

какие пожелания участникам и ведущему.

После коррекционных мероприятий, нами была проведена повторная диагностика осужденных, которая показала, что результаты стали значительно лучше, их психологическое состояние стало более уравновешенным, поддались коррекции акцентуации характера, уровень тревожности и напряженности значительно снизился. Также эффективность нашей психокоррекционной программы подтверждается тем, что после проведения последнего занятия с участниками арт-терапии была проведена беседа, в процессе которой примерно 56% осужденных отметили, что проводимые занятия по арт-терапии оказали на них положительное воздействие, 30 % опрошенных констатировали, что занятия приносили им удовольствие, они интересно провели время, а 14% осужденных отметили, что никакого эффекта от проводимых занятий они не получили, что, скорее всего, говорит о низкой включенности их в работу и низком уровне рефлексии у данных осужденных.

Рис.7 Сравнение результатов до и после коррекции по методике К.Леонгарда- Смишека

Исходя из данной гистограммы мы можем сделать вывод о том, что после проведения психокоррекционных мероприятий результаты по методике К.Леонгарда-Шмишека улучшились незначительно (гипертимность снизилась на 0,2; тревожность на 0,4; циклотимичность на 0,1), что свидетельствует о положительном эффекте психокоррекционной работы методами арт-терапии и необходимости продолжения работы психолога в арт-терапевтическом направлении.


Рис.8 Сравнительный результат по методике Р.Кеттела до и после коррекции

По результатам данной гистограммы мы видим, что после проведения программы психокоррекции значительно снизился уровень тревожности, нормативность поведения стала более высокой, изменился в лучшую сторону уровень напряженности в поведении, осужденные стали осознавать важность своей проблемы, стали менее застенчивыми. Они больше стали ценить свою собственную жизнь, у них появились цели, изменились ценности жизни, у некоторых осужденных после проведенной психокоррекции повысилась самооценка, уровень притязаний, стали более доверчивы к окружающим.


Согласно данной гистограммы мы видим, что в процессе проведения психокоррекционной программы с использованием методов арт-терапии осужденные мужчины в своих рисунках стали больше применять радужные цвета такие как голубой, зеленый, желтый, в своих повторных рисунках практически не применяли черные, серые цвета.

Во многих мандалах стали рисовать радуги, домашних животных, что говорит о позитивном настрое автора, линии в рисунках стали более мягкие и практически отсутствуют острые и прямые линии.

Вывод по второй главе .

В данной главе мы провели исследование, психических состояний, и индивидуально-психологических особенностей у осужденных с помощью таких методик, как 16PF (16-ти факторный личностный опросник Р.Кеттела), методики определения акцентуаций характера К.Леонгарда-Смишека, а так же в качестве диагностики была применена методика арт-терапии «Мандал». На основании полученных результатов была разработана психокоррекционная программа с применением методов АРТ - терапии в сочетании с игро- терапией.

После психокоррекционной работы была проведена контрольная диагностика которая показала на сколько эффективна данная программа по работе с осужденными. Данная психокоррекционная программа способствовала развитию эмоциональной устойчивости, лучшему пониманию своей личности, коррекции ценностных ориентаций осужденных.