Автомобильный сайт - За рулем

Автомобильный сайт - За рулем

» » Субсидий бюджетам субъектов российской федерации. Дотации и субсидии, субъекты получателей дотации и субсидии

Субсидий бюджетам субъектов российской федерации. Дотации и субсидии, субъекты получателей дотации и субсидии


Вернуться назад на

Субсидии бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета – это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов по вопросам местного значения. Совокупность таких субсидий образует Федеральный фонд софинансирования расходов.

В составе федерального бюджета могут предусматриваться субсидии бюджетам субъектов РФ на выравнивание обеспеченности субъектов РФ в целях реализации ими их отдельных расходных обязательств. Цели и условия предоставления и расходования субсидий, критерии отбора субъектов РФ для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами РФ устанавливаются федеральными законами и принятыми в соответствии с ними актами Правительства РФ на срок не менее 3-х лет.

Выделение субсидий (за исключением субсидий за счет средств резервных фондов Президента РФ и Правительства РФ) на цели или в соответствии с условиями, не предусмотренными федеральными законами и актами Правительства РФ, не допускается.

Распределение субсидий устанавливается законами о федеральном бюджете и принятыми в соответствии с ними актами Правительства РФ. Допускается утверждение не распределенного между субъектами РФ объема субсидий в размере не более 5 % общего объема соответствующей субсидии, утвержденного на первый, и не более 10 % общего объема указанной субсидии, утвержденного на второй год планового периода.

Законом о федеральном бюджете отдельные виды межбюджетных трансфертов могут не распределяться между субъектами РФ.

Уровни софинансирования определяются по следующей формуле:

Уi = 0,5 / БОi,

Где 0,5 – средний по субъектам РФ расчетный уровень софинансирования (50 %); БО; – уровень расчетной бюджетной обеспеченности 1-го субъекта РФ после распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ.

1. Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 07.05.2013 N 104-ФЗ.

2. В составе федерального бюджета могут предусматриваться субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание обеспеченности субъектов Российской Федерации в целях реализации ими их отдельных расходных обязательств.

3. Правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.

Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления и распределения каждой субсидии, принимаются в соответствии с правилами, указанными в абзаце первом настоящего пункта.

Условием предоставления субсидии бюджету субъекта Российской Федерации является наличие в бюджете субъекта Российской Федерации (сводной бюджетной росписи бюджета субъекта Российской Федерации) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из федерального бюджета субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии бюджету субъекта Российской Федерации, предусматривающего обязательства субъекта Российской Федерации по исполнению расходных обязательств, на софинансирование которых предоставляется субсидия, и ответственность за невыполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.

Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (за исключением субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, не допускается.

Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предусматривается в соответствии с перечнем субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемых из федерального бюджета в целях софинансирования выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, не соответствующих указанному перечню, за исключением субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, не допускается.

4. Распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период устанавливается федеральными законами о федеральном бюджете (о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете), за исключением субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, которые распределяются соответственно актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

При этом допускается утверждение не распределенного между субъектами Российской Федерации объема субсидий в размере не более 5 процентов общего объема соответствующей субсидии, утвержденного на первый год планового периода, и не более 10 процентов общего объема указанной субсидии, утвержденного на второй год планового периода.

Субсидии распределяются между бюджетами субъектов Российской Федерации в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, указанными в абзаце втором пункта 3 настоящей статьи.

4.1. Заключение соглашений о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, осуществляется до 15 февраля текущего года, за исключением субсидий, бюджетные ассигнования на предоставление которых предусмотрены в соответствии с федеральным законом о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, заключение соглашений о предоставлении которых осуществляется не позднее 30 дней после дня вступления в силу указанного федерального закона.

4.2. В случае нарушения сроков, предусмотренных пунктом 4.1 настоящей статьи, бюджетные ассигнования федерального бюджета, предусмотренные на текущий финансовый год на соответствующие цели, направляются на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации для оказания финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в размере субсидии, в отношении которой не заключено соглашение о ее предоставлении из федерального бюджета.

5. Заключение соглашений о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, осуществляется в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами.

6. Перечисление из федерального бюджета субсидий бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий в пределах суммы, необходимой для софинансирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (возмещения осуществленных расходов бюджета субъекта Российской Федерации), соответствующих целям предоставления субсидии, в размере установленного для соответствующего субъекта Российской Федерации соглашением уровня софинансирования.

6.1. Предельный уровень софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации из федерального бюджета по субъектам Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период для субсидий утверждается Правительством Российской Федерации.

6.2. Установление в отношении отдельных субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, иного предельного уровня софинансирования расходных обязательств субъекта Российской Федерации из федерального бюджета не допускается, за исключением:

1) субсидий, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

2) субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты капитального строительства и (или) приобретения объектов недвижимого имущества в случае реализации в отдельных субъектах Российской Федерации в соответствии с актами Президента Российской Федерации и (или) Правительства Российской Федерации индивидуально определенных мероприятий, имеющих общегосударственное значение;

3) субсидий на софинансирование подготовки и проведения международных мероприятий, решения о проведении которых приняты Президентом Российской Федерации и (или) Правительством Российской Федерации.

7. Перечисление из федерального бюджета субсидий бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством в соответствии с переданными ему полномочиями получателя средств федерального бюджета по перечислению субсидий в порядке, установленном Федеральным казначейством, после проведения санкционирования оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (после проверки документов, подтверждающих осуществление расходов бюджета субъекта Российской Федерации), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

На основании в федеральный бюджет начнет поступать половина суммы штрафов, назначенных за:

Представление в налоговый орган расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения (ст. 119.2 НК РФ);

Представление налоговым агентом документов, содержащих недостоверные сведения (ст. 126.1 НК РФ);

Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках (ст. 129.4 НК РФ);

Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, уведомлении об участии в иностранных организациях (ст. 129.6 НК РФ);

Нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами (ст. 135.2 НК РФ).

При формировании бюджетов на 2018 год и плановый период 2019-2020 гг. следует учитывать, что нормы, касающиеся ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, утрачивают силу. Одновременно появляется правило, что задание в части государственных и муниципальных услуг должно формироваться в соответствии с общероссийскими базовыми (отраслевыми) перечнями услуг, оказываемых физическим лицам, формирование, ведение и утверждение которых осуществляется в порядке, установленном Правительством. Включать в эти перечни дополнительные положения, которые смогут привести к увеличению расходов, запрещено.

Федеральным органам власти разрешат формировать задание на оказание услуг и выполнение работ федеральными учреждениями, которые не включены в общероссийские перечни, но также в порядке, который отдельно утверждает Правительство.

Аналогичные требования при формировании бюджетов распространяются на органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Но формировать, вести и утверждать региональные перечни надо будет в порядке, установленном высшим исполнительным органом власти региона. Такие классификаторы можно будет найти на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях и на едином портале бюджетной системы.

Кроме того, уточняется, что в задании обязательно должно быть указано, в каком объеме будут возвращены субсидии, если не были достигнуты показатели задания. Но эти данные должны учитывать допустимые (возможные) отклонения, если само задание является невыполненным. Невыполненным же считается задание в том случае, если не были достигнуты показатели, характеризующие объем и качество оказываемых услуг или выполняемых работ.

Закон N 178-ФЗ внес важную для бизнеса поправку в ст. 72 БК РФ. В редакции, которая начинает действовать с 01.01.2018 г., сказано, что заказчики вправе заключать контракты в период отзыва лимитов бюджетных обязательств в целях их приведения в соответствие с законом (решением) о бюджете. Но только в размере, не превышающем объема принимаемых бюджетных обязательств, поставленных на учет.

Еще один важный момент - наравне с получателями субсидий поставщики (подрядчики, исполнители) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам о предоставлении субсидий, должны будут предоставлять согласие с участием публично-правовых образований в их уставных (складочных) капиталах. Такая поправка включена в ст. 78 БК РФ и ст. 78.1 БК РФ. Кроме того, заявлено, что бюджетные инвестиции частным компаниям, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервных фондов Президента и Правительства Российской Федерации, не потребуют издания отдельных приложений к федеральному закону о федеральном бюджете.

Законодатели и чиновники решили уточнить, куда можно расходовать остатки средств на начало года. Так, на увеличение ассигнований резервного фонда Правительства на цели оказания финансовой помощи бюджетам регионов пойдут не использованные на начало текущего финансового года ассигнования на предоставление региональным бюджетам субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.

Остатки неиспользованных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам, предоставление которых в отчетном финансовом году осуществлялось в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателей субсидий, направляются на эти же цели. При этом организации, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, не использованные средства, привлеченные на единый счет федерального бюджета, должны будут вернуть на счета, с которых получены деньги.

Также уточняется, что остатки средств местного бюджета в объеме бюджетных ассигнований муниципального дорожного фонда должны направляться на увеличение ассигнований этого фонда.

Кроме того, в ст. 241 БК РФ предусмотрено, что доходы, полученные от приносящей доход деятельности федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы или содержания в дисциплинарной воинской части, а также не использованные остатки средств федерального бюджета сохраняются за этими учреждениями на текущий финансовый год.

Предусматривает некоторые изменения в условиях предоставления трансферов из госбюджета. В частности, с 1 января 2018 года в субъектах РФ, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40% объема собственных доходов консолидированного регионального бюджета, не придется подписывать с Минфином соглашение о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета. Вместо этого им предложат соглашения, предусматривающие меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов в регионе. Порядок, сроки подписания и требования к таким договорам устанавливает Правительство РФ.

Кроме того, в ст. 130 БК РФ предусмотрено, что межбюджетные трансферты из федерального бюджета регионы будут получать в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств. Этим займутся территориальные органы Федерального казначейства.

Еще одно новое правило - распределение субсидий региональным бюджетам устанавливается федеральными законами о федеральном бюджете и (или) принятыми в соответствии с ними до 1 февраля текущего финансового года правовыми актами Правительства РФ. Это не касается субсидий, источником финансирования которых являются ассигнования резервных фондов Президента и Правительства, и субсидий, которые предоставляются в соответствии с поправками в федеральный закон о федеральном бюджете. Если на 1 февраля правовой акт, утверждающий распределение субсидий бюджетам субъектов, не принят, то ассигнования, предусмотренные на текущий финансовый год на предоставление нераспределенных субсидий, направляются на увеличение ассигнований резервного фонда Правительства для оказания финансовой помощи региональным бюджетам. Законом N 178-ФЗ также определено, что при распределении субсидий между бюджетами двух и более регионов будет учитываться уровень расчетной бюджетной обеспеченности каждого из них.

Одновременно уточняются правила заключения соглашений о предоставлении из федерального бюджета субсидий бюджетам регионов. В частности, срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств при подписании таких соглашений может быть превышен в пределах и в случаях, предусмотренных нормативными актами Правительства РФ. Если на 1 марта текущего финансового года не будет заключенного соглашения о предоставлении субсидии бюджету субъекта, предусмотренные на эти цели средства уйдут на увеличение бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства для оказания финансовой помощи бюджетам субъектов.

Также появляется новое ограничение: властям субъекта, которому выдали бюджетный кредит из федерального бюджета, запрещено размещать средства регионального бюджета на банковских депозитах на срок более 1 месяца.

Согласно новой редакции ст. 165 БК РФ, в бюджетные полномочия Минфина войдет:

Методологическое руководство подготовкой и установление порядка формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ (главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ) обоснований бюджетных ассигнований по расходам (источникам финансирования дефицита) федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ;

Обеспечение соблюдения главными распорядителями средств федерального бюджета (главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета) соответствия обоснований бюджетных ассигнований по расходам (источникам финансирования дефицита) федерального бюджета установленным требованиям.

В то же время Правительство обязали не позднее дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу разместить на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в Интернете почти все материалы и документы, перечисленные в п. 4 ст. 192 БК РФ. Сведения должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью министра финансов.

Еще одна новая обязанность правительства - ежеквартально отчитываться перед Госдумой, Советом Федерации и Счетной палатой о предоставлении средств из федерального бюджета (за исключением субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных ст. 79.1 БК РФ) в соответствии с федеральной адресной инвестиционной программой и об использовании указанных средств с распределением по объектам капитального строительства или объектам недвижимого имущества.

В соответствии с вносить изменения в сводную бюджетную роспись федерального бюджета и роспись бюджета государственного внебюджетного фонда без внесения изменений в федеральный закон о соответствующем бюджете можно будет, в том числе, в случае:

Увеличения бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства на основании решений Правительства;

Увеличения ассигнований текущего финансового года на предоставление субсидий юридическим лицам в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало текущего финансового года средств.

С 1 января 2018 года объектами государственного (муниципального) финансового контроля станут государственные корпорации (компании) и публично-правовые компании.

Кроме того, государство будет контролировать, как юридические и физические лица, в том числе ИП, соблюдают условия государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных документов.

"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", 2010, N 9

В целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам самостоятельного ведения и совместного ведения с РФ, и расходных обязательств по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета предоставляются субсидии. Порядок их выделения и расходования устанавливается в соответствующем нормативном акте, который, в свою очередь, разрабатывается с учетом Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.05.2008 N 392 (далее - Правила формирования и распределения субсидий). Рассмотрим теоретические и практические аспекты выделения и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и отражения этих операций в бухгалтерском учете.

Общие аспекты выделения субсидий

Перечень и распределение бюджетных ассигнований на соответствующие цели формируются в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития РФ на соответствующий период, установленными актами Президента РФ и Правительства РФ (п. 3 Правил формирования и распределения субсидий). Предложения по перечню, а также по объемам бюджетных ассигнований с соответствующими обоснованиями представляются субъектами бюджетного планирования до 1 мая текущего финансового года в Минрегион, Минфин и Минэкономразвития.

Субъекты бюджетного планирования разрабатывают правила предоставления и распределения в отношении каждого вида субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ, согласовывают их с Минрегионом и Минфином и представляют в Правительство РФ одновременно с материалами, которые вносятся для рассмотрения проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

В случае если субсидии предоставляются на реализацию целевых программ, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ (местных бюджетов), правила предоставления и распределения этих субсидий устанавливаются соответствующими долгосрочными (федеральными) целевыми программами.

Правила предоставления субсидий должны содержать следующие положения (п. 6 Правил формирования и распределения субсидий):

  • целевое назначение субсидий;
  • условия предоставления и расходования субсидий, в том числе требования к программам (планам) преобразований в соответствующей сфере, если одним из условий предоставления субсидий является необходимость проведения таких преобразований;
  • критерии отбора субъектов РФ для предоставления субсидий;
  • методика распределения субсидий между субъектами РФ;
  • методика расчета уровня софинансирования за счет средств федерального бюджета расходного обязательства в отношении каждого субъекта РФ;
  • порядок оценки эффективности использования субсидий;
  • сроки и порядок представления отчетности о выполнении условий предоставления субсидий;
  • основание, порядок и предельный объем сокращения и перераспределения субсидий в случае невыполнения субъектами РФ условий предоставления субсидий;
  • порядок утверждения распределения субсидий между бюджетами субъектов РФ.

Правила предоставления субсидий могут предусматривать возможность заключения соглашения между главным распорядителем средств федерального бюджета и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ о предоставлении субсидий из федерального бюджета (п. 9 Правил формирования и распределения субсидий).

Если наличие соглашения Правилами формирования и распределения субсидий предусмотрено, то оно должно содержать следующие положения:

  • наличие нормативного правового акта субъекта РФ, устанавливающего расходное обязательство субъекта РФ, на исполнение которого предоставляется субсидия;
  • осуществление контроля за соблюдением субъектом РФ условий, установленных при предоставлении субсидии;
  • сроки и порядок представления отчетности об осуществлении расходов бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых является субсидия.

Примечание. За главным распорядителем средств федерального бюджета сохраняется право включать в соглашение иные условия, которые регулируют порядок предоставления субсидии (п. 10 Правил формирования и распределения субсидий).

Форму соглашения утверждает соответствующий федеральный орган государственной власти, осуществляющий выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в установленной сфере деятельности.

Размер софинансирования расходных обязательств

Размер софинансирования расходного обязательства субъекта РФ за счет субсидий определяется по формуле (п. 12 Правил формирования и распределения субсидий):

Y = Y / РБО,
i m i
где Y - уровень софинансирования расходного обязательства субъекта
i
РФ;
Y - средний уровень софинансирования расходного обязательства субъекта
m
РФ за счет субсидий, определяемых в соответствии с правилами предоставления
субсидий;
РБО - уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ на
i
очередной финансовый год, рассчитанный в соответствии с Методикой
распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов
Российской Федерации, утвержденной Постановлением Правительства РФ от
22.11.2004 N 670 "О распределении дотаций на выравнивание бюджетной
обеспеченности субъектов РФ".

Обратите внимание! Субъект бюджетного планирования при определении уровня софинансирования расходных обязательств субъекта РФ вправе предусмотреть в правилах предоставления субсидий дополнительные показатели, используемые для определения уровня софинансирования соответствующего расходного обязательства субъекта РФ за счет средств федерального бюджета. Однако уровень софинансирования расходного обязательства субъекта РФ не может быть установлен выше 95% и ниже 5% расходного обязательства (п. 13 Правил формирования и распределения субсидий).

Перечисление субсидий субъекту РФ

Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ и для последующего их перечисления в установленном порядке в бюджеты субъектов РФ. В целях определения объема и срока перечисления средств в рамках предусмотренной субъекту РФ субсидии высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ представляет главному распорядителю средств федерального бюджета заявку о перечислении субсидии по форме и в срок, которые установлены главным распорядителем средств федерального бюджета (п. 15 Правил формирования и распределения субсидий). В заявке указываются:

  • необходимый объем средств в пределах предусмотренной субсидии, расходное обязательство, на осуществление которого она предоставляется;
  • срок возникновения денежного обязательства субъекта РФ в целях исполнения соответствующего расходного обязательства.

Эта информация учитывается главным распорядителем средств федерального бюджета при формировании прогноза кассовых выплат по расходам федерального бюджета, необходимого для составления в установленном порядке кассового плана исполнения федерального бюджета.

Использование субсидий

Субсидии имеют целевой характер. Он определяется исходя из расходных обязательств субъектов РФ, на софинансирование которых они предусмотрены. При несоблюдении органом государственной власти субъекта РФ условий предоставления субсидий их перечисление приостанавливается Минфином в установленном им порядке.

Субсидии должны быть использованы не только строго по целевому назначению, но и эффективно. В случае если в отчетном финансовом году субъектом РФ не достигнуты показатели эффективности использования субсидий, установленные правилами предоставления субсидий, и отклонение показателей эффективности от среднероссийского уровня составляет более 50%, субсидии, предусмотренные бюджету субъекта РФ на текущий финансовый год, подлежат сокращению в порядке и объемах, предусмотренных правилами предоставления субсидий (п. 18 Правил формирования и распределения субсидий). Высвобождающиеся средства могут быть перераспределены между другими субъектами РФ, имеющими право на их получение.

Не использованные в текущем году субсидии возвращаются в доход федерального бюджета. В случае если неиспользованный остаток субсидий не перечислен в доход федерального бюджета, указанные средства подлежат взысканию в порядке, установленном Минфином.

Примечание. При выявлении факта нецелевого использования субсидий они подлежат взысканию в доход федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством РФ (п. 19 Правил формирования и распределения субсидий), за исключением ситуаций, когда условия предоставления субсидий не были выполнены в силу обстоятельств непреодолимой силы (п. 20 Правил формирования и распределения субсидий).

Вместе с тем п. 16 Правил формирования и распределения субсидий предусмотрено, что при наличии потребности в не использованном в текущем финансовом году остатке субсидий указанный остаток в соответствии с решением главного распорядителя средств федерального бюджета может быть использован субъектом РФ в очередном финансовом году на те же цели в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ для осуществления расходов бюджета субъекта РФ, источником финансового обеспечения которых являются субсидии.

Реализация порядка формирования и распределения субсидий

Мы рассмотрели общий порядок формирования и распределения субсидий. Теперь хотелось бы познакомиться с тем, как он реализуется на практике, на примере софинансирования расходных обязательств субъектов РФ по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - расходные обязательства субъектов РФ). Субсидии по этому виду расходных обязательств предоставляются и распределяются в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1203 (далее - Правила N 1203).

Согласно п. 3 Правил N 1203 субсидии предоставляются при соблюдении следующих условий:

  • наличие нормативного правового акта субъекта РФ, устанавливающего расходные обязательства субъекта РФ;
  • наличие в бюджете субъекта РФ бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта РФ;
  • наличие нормативного правового акта субъекта РФ, устанавливающего уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ на выполнение соответствующих обязательств по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - уполномоченный орган субъекта РФ);
  • представление в Минфин уполномоченным органом субъекта РФ заявки на получение субсидии в текущем финансовом году по форме и в сроки, которые установлены Минфином.

К сведению. Заявки на получение субсидии из федерального бюджета бюджетами субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, представляются в Минфин в срок до 15.12.2010 по форме, приведенной в Письме Минфина России от 29.01.2010 N 06-05-30/1-3.

Субсидии предоставляются бюджетам субъектов РФ в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных Минфину в установленном порядке.

В нормативном акте субъекта РФ прописываются условия и порядок получения субсидии. Например , в Постановлении главы Ленинского муниципального района Московской области от 06.11.2009 N 141, утвердившем Порядок обеспечения жилыми помещениями (квартирами) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ленинском муниципальном районе Московской области, сказано: при поступлении средств федерального бюджета на счет бюджета Ленинского муниципального района отдел по учету и распределению жилья Управления по строительству и транспорту администрации Ленинского муниципального района в пределах размеров выделенной субвенции направляет проект распоряжения на согласование главе Ленинского муниципального района. Проект распоряжения разрабатывается с учетом:

  • утвержденных квот распределения жилых помещений муниципального жилищного фонда;
  • очередности включения детей-сирот в сводный список.

Согласование с главой района представленных предложений является основанием для подготовки проекта распоряжения главы района о предоставлении детям-сиротам жилого помещения из муниципального жилищного фонда.

Для получения жилого помещения по договору социального найма Управление опеки и попечительства Минобразования представляет в отдел по учету и распределению жилья Управления по строительству и транспорту администрации Ленинского муниципального района документы о закреплении права на жилую площадь.

Комитет по управлению имуществом администрации Ленинского муниципального района готовит проект распоряжения главы Ленинского муниципального района о передаче и выполняет действия по оформлению передачи квартир в муниципальную собственность соответствующего городского или сельского поселения, входящего в состав Ленинского муниципального района.

Жилые помещения (квартиры) в соответствии с распоряжением главы Ленинского муниципального района передаются в муниципальную собственность городского или сельского поселения, включаются в состав муниципальной казны поселения и предоставляются детям-сиротам по договорам социального найма на основании постановления главы городского или сельского поселения.

Размер субсидии

Размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта РФ, рассчитывается по формуле, приведенной в п. 6 Правил N 1203. Для определения размера субсидии используются следующие показатели:

  • количество детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения и состоящих на учете на его получение по состоянию на начало текущего финансового года, у которых возникает право на его получение в текущем финансовом году, согласно данным, представляемым уполномоченным органом субъекта РФ;
  • средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья в субъекте РФ, утвержденная приказом Минрегиона на I квартал текущего финансового года;
  • социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии, - 33 кв. м;
  • уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ на текущий финансовый год, рассчитанный в соответствии с Методикой распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, утвержденной Постановлением Правительства РФ N 670;
  • количество субъектов РФ, учитываемых при распределении (перераспределении) субсидий;
  • размер субсидий, предусмотренных в федеральном бюджете на текущий финансовый год (подлежащих перераспределению).

Размер уровня софинансирования расходного обязательства определяется по каждому субъекту и утверждается Минфином.

Оценка эффективности расходования субсидии

Исходя из достижения целевых значений показателей эффективности, а именно количества детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), обеспеченных жилыми помещениями в отчетном периоде, Минфин осуществляет оценку эффективности расходов бюджетов субъектов РФ, источником софинансирования которых являются субсидии (п. 8 Правил N 1203).

Значения указанных показателей для субъектов РФ устанавливаются Минфином при выделении субсидий отдельным документом.

В случае если в отчетном финансовом году субъектом РФ показатели эффективности использования субсидий не достигнуты и отклонение показателей эффективности от установленных значений этих показателей для субъекта РФ составляет более 50%, объем предоставляемых бюджету субъекта РФ в текущем финансовом году субсидий подлежит сокращению из расчета 0,5% объема субсидий за каждый процентный пункт снижения значений показателей эффективности (п. 13 Правил N 1203). Высвобождающийся объем перераспределяется между бюджетами других субъектов РФ, имеющих право на получение субсидий.

Отчет об использовании субсидий

Уполномоченный орган субъекта РФ <1> представляет в Минфин отчет об осуществлении расходов, источником софинансирования которых являются субсидии, а также о достижении целевых значений показателей эффективности использования субсидий по форме, в порядке и сроки, которые устанавливаются Минфином (п. 10 Правил N 1203).

<1> Уполномоченным органом исполнительной власти Ленинградской области по реализации мероприятий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, является комитет общего и профессионального образования Ленинградской области (Постановление Правительства Ленинградской области от 27.02.2010 N 41). В Нижегородской области таким органом является Министерство социальной политики (Постановление Правительства Нижегородской области от 19.03.2009 N 117).

Для составления отчета уполномоченный орган субъекта РФ собирает сведения с органов местного управления, которые участвовали в приобретении жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ответственность за достоверность сведений, указанных в заявках на получение субсидий в текущем финансовом году и отчетах об использовании субсидий, возлагается на уполномоченные органы субъектов РФ (п. 11 Правил N 1203). В свою очередь, контроль за соблюдением субъектами РФ условий предоставления субсидий вменен в обязанность Минфину и Росфиннадзору (п. 15 Правил N 1203).

К сведению. Порядки выделения субсидий из федерального бюджета на софинансирование разных расходных обязательств субъекта РФ в рамках выполнения последним своих функций как отдельно, так и совместно с Российской Федерацией, а также в рамках выполнения функций органами местного самоуправления очень схожи. В частности, аналогичный рассмотренному выше порядок распределения субсидий из федерального бюджета субъектам РФ установлен Правилами предоставления в 2010 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на выплату денежного вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2009 N 1122.

Бухгалтерский учет выделения и использования субсидий

Отражение операций по предоставлению субсидий из федерального бюджета в рамках софинансирования осуществляется в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.2008 N 148н. В таблице приведем корреспонденцию счетов по выделению и использованию субсидий согласно нормам названной Инструкции. При этом сразу оговоримся, что субсидии из федерального бюджета предоставляются либо в виде авансирования, либо в виде компенсации расходов, произведенных субъектом РФ.

Отражение операций по распределению субсидий у федерального органа исполнительной власти и субъекта РФ :

Документ-основание

Предоставление субсидий в порядке авансирования

Перечислены субсидии в

бюджет субъекта РФ

Заявка, платежное

поручение, Уведомление

по расчетам между

бюджетами (ф. 0504817),

соглашение (если его

заключение предусмотрено

нормативным актом о

выделении субсидий)

Отражены расходы по

предоставленным

субсидиям

Отчет уполномоченного

органа субъекта РФ по

расходованию субсидий,

Уведомление по расчетам

между бюджетами

Зачтены суммы

авансовых платежей по

субсидиям

Предоставление субсидий в порядке компенсации произведенных расходов

Отражены расходы по

обязательствам

федерального бюджета,

погашаемым за счет

выделяемых бюджетам

субъектов РФ субсидий

Уведомление по расчетам

между бюджетами

отчет уполномоченного

органа субъекта РФ по

расходованию субсидий

Перечислены средства в

бюджет субъекта РФ на

основании платежных

поручений и соглашений

(договоров)

Платежное поручение,

соглашение (если его

заключение предусмотрено

нормативным актом о

выделении субсидий),

Уведомление по расчетам

между бюджетами

Операции по поступлению субсидий субъект РФ и муниципальное образование отражают следующими бухгалтерскими записями:

В случае если субсидии предоставлялись в порядке авансирования расходов субъекта РФ, при возникновении остатков неиспользованных средств субсидий их следует перечислить в федеральный бюджет.

Т.Сильвестрова

Главный редактор журнала

"Бюджетные организации:

бухгалтерский учет и налогообложение"