Автомобильный сайт - За рулем

Автомобильный сайт - За рулем

» » Политический статус человека в обществе характеризует. Что такое политический статус личности

Политический статус человека в обществе характеризует. Что такое политический статус личности

Под политическим статусом личности понимается положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.
Независимо от степени участия того или иного человека в политике, от его роли в политическом процессе все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности: правом избирать и быть избранными, свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов, правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через своих представителей, потенциально является активным субъектом политического процесса. В обществах с тоталитарными и авторитарными режимами личность реально, а иногда и формально лишена каких-либо политических прав, являясь объектом государственной политики.
Но для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те политические функции,роли, которые она в ней выполняет. В политологии существует несколько классификаций политических ролей личности, под которыми понимаются политические функции, нормативно одобренные образы политического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение. В зависимости от степени вовлеченности личности в политику ее политическими ролями могут быть роли:
1) рядового члена общества, не оказывающего никакого влияния на политику, не заинтересованного в ней и являющегося почти исключительно объектом политики;
2) человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации;
3) гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленно и по своей воле включенного в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа;
4) профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни;
5) политического лидера - человека, способного изменять ход политических событий и направленность политических процессов.
Но личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и с заранее принятой ролью, они приобретаются на протяжении всей жизни человека. Процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль, называется политической социализацией личности. В этом процессе можно выделить несколько этапов:
1-й этап - детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения;
2-й этап - период обучения в старших классах школы и в вузе, когда формируется информационная сторона мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;
3-й этап - начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного субъекта политики;
4-й этап - вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру.
Итогом политической социализации становится принятие и выполнение им какой-либо политической роли. Встречается и иная периодизация процесса политической социализации личности: в соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторичную социализацию. Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ранее ценностных установок и ориентации.
Политическая социализация происходит как объективно, в силу включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов (в том числе и школы), общественными организациями, средствами массовой информации и пр. И сам человек может активно участвовать в политической социализации (политическое самовоспитание).
Наряду с политическими ролями политология выделяет и различные типы участия личности в политике: бессознательное (например, поведение человека в толпе), полусознательное (политический конформизм - понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды как чему-то заданному, неоспоримому, даже в случаях расхождения во мнениях с ней) и сознательное участие (в соответствии со своим сознанием и волей, способность изменить свою роль и свое положение).

«Учебная мотивация учащихся» - Урок. Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить. Проблемы работы со слабоуспевающими учащимися. Положительные стороны дифференциации. Как сохранить познавательную мотивацию. Значение уровневой дифференциации. Неумение удержать дисциплину на уроке. Мотивационная сфера учения учащихся. Индивидуализация обучения.

«Мотивация учения» - Задачи: Обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевых понятиях – «Мотивация учения». План проведения педсовета: Негативные моменты. Вывод: Смысл учения. Средняя школа вся и во всём изменяется, обновляется и перестраивается. Постановка целей. Мотивация. Мотив учения. Реакция ребёнка на воздействие внешних и внутренних раздражителей.

«Создание ситуации успеха» - Уровень школьной мотивации учащихся 1 ступени. Успех в учёбе – завтрашний успех в жизни! Приёмы создания ситуаций успеха. Похвала; авансирование; «холодный душ»; «эврика»; «эмоциональное поглаживание»; Успех в учебе – завтрашний успех в жизни! Общий рейтинг факторов. Наиболее характерные учебные мотивы:

«Мотивация к обучению» - Методы мотивации учащихся в учебной деятельности. Метод занимательных аналогий. Приближение содержания к самым важным открытиям в науке, технике. введение в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов. Особенности мотивации обучающихся при переходе на компетентностный подход в обучении.

«Урок успеха» - Скрытая инструкция предстоящей деятельности. Обучение и воспитание успехом. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы. Януш Корчак. Работа в творческих группах. Краткое экспрессивное воздействие. Анкета. Оценивание действий с акцентом на детали произведенного. Лишь на тебя надеемся И верим в твой успех.

«Мотивация учебной деятельности» - Формулировка основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации. Важны другие параметры – IIIуровень и особенно IV уровень. II.Познавательные методы мотивации. На данном этапе важно обратить внимание на предъявление требований к учащимся. Внутренний мотив учебной деятельности всегда должен предшествовать и сопутствовать обучению.

Как много сокрыто за двумя словами - личность и государство. Политический статус личности является одним из самых важных аспектов человеческой жизни в обществе. Почему так? Давайте же разберёмся с этим.

Что называют политическим статусом личности

Кто на что может рассчитывать? По умолчанию граждане государств с демократическим строем имеют значительное количество политических свобод и прав. Это позволяет им активно участвовать в деятельности страны в соответствии с тем, какой они имеют политический статус личности. Политической системе общества свойственно разделение людей по их уровню активности. Так, есть следующие типажи:

  1. Рядовой член общества. Не оказывает влияния на политику (максимум - участие в выборах).
  2. Человек, который проявляет активность в рамках движения или общественной организации.
  3. Гражданин, являющийся членом выборного органа, действующего в политической силе. Например,
  4. Профессиональные политики. Люди, которые имеют доступ к возможностям принимать важные решения в государственном или региональном масштабе или очень стремящиеся стать такими.
  5. Политический лидер.

Политическая социализация

Может происходить целенаправленно или объективно. Любой политический статус личности характеризуется правом принимать участие в процессе освоения знаний, норм, навыков деятельности и ценностей. Если говорить о типах, то их можно поделить на три группы:

  1. Бессознательный. В качестве примера можно привести поведение человека, когда он в толпе. Куда она, туда и он.
  2. Полусознательный. Как пример, можно привести политический конформизм. То есть человек старается приспособиться под обстоятельства, при этом занять наиболее выгодную позицию. Последнее не всегда получается.
  3. Сознательный. Это значит, что личность может под влиянием собственного желания и воли менять исполняемую роль в обществе и своё положение.

Зачем это нужно

Для чего вводится политический правовой статус личности? В качестве ответов можно привести довольно много различной информации, поэтому она будет сгруппирована. Так, важным является воспроизводство действующей политической системы общества, его ценностей, норм и отношений. Также новым поколениям передаётся накопленный опыт действий в рамках существующей культуры. Немаловажным является и то, что личность приобретает новые, ранее не известные политические знания. Это возможно благодаря тому, что существует собственная деятельность, которая сопровождается усвоением новой информации и опыта.

Условия, факторы и структуры

Внешние объективные особенности могут формировать политический статус личности. Обществознание значительное внимание уделяет исторической обстановке и экономической ситуации в конкретном обществе. Также важными являются и другие различные факторы и условия формирования:

  1. Широта социальной среды. Под этим понимают наличие общественного политического сознания, а также организацию общества (и его способность к самоорганизации в критических ситуациях).
  2. Социальная среда, в которой находится индивид. Важной является любая конкретная ситуация, а также его ближайшее окружение, которое может оказывать влияние.
  3. Психологические и биогенетические особенности индивидов.
  4. Природно-географические условия.
  5. Занимаемый социальный статус. То есть какое положение в обществе занимает индивид.

А какие же структуры оказывают на него влияние? Разобраться в этом нам тоже поможет небольшой список:

  1. Государственные органы. Под этим понимается наличие политического образования в учебных заведениях, а также различные движения, организации, союзы и партии.
  2. Средства массовой информации. Негативной стороной является то, что у них политическая социализация индивидуумов является слабо проработанной. Также наличие недостаточного образования журналистов и иных особенностей (вроде умышленного перекручивания фактов) плохо сказывается на рассматриваемой сфере общественной жизни.
  3. Семья. Обладает монополией на ребенка в его ранние годы жизни. Поэтому может прививать определённые нравственные качества, которые будут оказывать существенное влияние на всю последующую жизнь.
  4. Сверстники. Влияют на индивидуума благодаря передаче данных и неформальным связям.

О личности

Каждый человек в рамках общества является обладателем определённого места. На него возложены какие-то функции, есть права и обязанности. Благодаря этому личность получает определённый статус. Последний кроме политической формы может ещё иметь и социальную, и правовую и так далее. В Российской Федерации данный статус личности закреплён юридически (то есть то, что она обладает правами, свободами и обязанностями) во второй главе Конституции.

Политический статус личности характеризуется тем, что человек имеет в обществе совокупность соответствующих ролей. Таковыми могут быть: партийный функционер, участник митинга, избиратель и так далее. Политические статусы могут быть неформальными и формальными. Так, первыми обладают участники митинга, тогда как вторым, например, Президент Российской Федерации. Причем даже рядовые благодаря своему политическому статусу имеют основные политические свободы и права, которые являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому гражданину. В качестве таковых можно привести возможность выбирать и быть самому избранным в различные органы государственной власти; создавать партии и другие общественные объединения; проводить уличные шествия, демонстрации, митинги и ряд других публичных акций (но в наших реалиях требуется уведомление или разрешение властей); писать обращения к должностным лицам в государственные органы. Каждый человек может принять участие в управлении страной как непосредственно, так и благодаря посредникам.

Формы поведения

Мы уже разобрались, что каждый человек имеет политический статус. А вот как он им пользуется? Для понимания этого стоит ознакомиться со следующей информацией:

  1. Политическая активность.
  2. Приспособление к существующим реалиям (конформизм).
  3. Безразличие и отгороженность от происходящих политических процессов (индифферентизм).
  4. Услужливость и угодливость относительно определённого политического лидера (клиентеллизм).
  5. Сознательный отказ принимать участие в выборах (абсетеизм).

О личности в политике

В таком случае она является субъектом целенаправленной осознанной деятельности, которая выражает и реализует интересы различных партий, союзов и движений вместе с собственными желаниями. Всё это интегрируется в единое целое. Особенностью здесь является то, что в других сферах общественной жизни личность реализует индивидуальные интересы. Тогда как политический статус, независимо от оного, подразумевает их осуществление как элемента чего-то большего. Например, построить качественную дорогу. Личностью может даже не осознаваться её политический статус, но это не значит, что её можно проигнорировать. Взять, к примеру,

Статусы

Наиболее вероятным для рядового человека является возможность профессионально заниматься политической деятельностью. Но если приложить достаточно усилий и сделать ставку на необходимые аспекты, то можно получить статус политического лидера. Это один из наиболее важных аспектов деятельности, который тесно связан с желанием создавать стандарты для других индивидов, которые будут действовать, ориентируясь по определённым авторитетным образцам. Личность, которая имеет статус политического лидера, может организовать и направить других людей на определённые решения, чтобы в конечном итоге была осуществлена определённая совместная деятельность.

Как же это делается? Для этой цели должен иметь большой спектр ролей-масок: реформатор, защитник, человек из народа и так далее. Оптимально будет, если создаваемый имидж не будет разбегаться с реальным естеством. В таком случае существует пониженная возможность того, что люди в нем разочаруются. Меняться политические роли личности могут во время процесса статусной инверсии. В этом случае происходит резкое качественное изменение сложившегося порядка. Это может быть из-за того, что происходят социальные революции, деформации и потрясения. Во время таких событий множество личностей повышают или понижают свой собственный политический статус.

Заключение

Вот мы и разобрали, чем является политический статус личности. Кратко, конечно, и можно сказать значительно больше, но для таких случаев написаны целые специализированные книги, которые пересказывать нет смысла.

Если человек хочет улучшить своё положение в обществе/достичь целей/ликвидировать изъяны/направить остальных людей на «путь истинный», то ему необходимо совершенствоваться в сфере управления страной. Этой статьи достаточно, чтобы подготовить себя в переход во второй типаж, когда осуществляется активная деятельность в рамках какой-то организации. Но перейти окончательно можно только своими силами.

Тема: Политический статус личности.

Политический статус личности – называют положение человека в
политической системе общества, совокупность его политических прав и
обязанностей, возможность оказать влияния на политическую жизнь страны.

Для политического статуса личности важна не только
социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те
политические функции, роли которые она не выполняет:

Рядового члена общества, не оказывающего ни какого влияния на политику,
не заинтересованного в ней и влияющегося почти исключительно объектом
политики.

Человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно
включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли
рядового члена политической организации.

Гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным членом
политической организации, целенаправленного по своей воле включенного в
политическую жизнь общества, но лишь в той мере, какой она отражается на
внутренней жизни этой политической организации или органа.

Профессионального политика, для которого политическая деятельность
является не только главным занятием и источником существования, но и
составляющей смысл жизни.

Политического лидера – человека способного изменять ход политических
событий и направленность политических процессов

Но личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и
с заранее принятой ролью, она приобретает на протяжении всей жизни
человека. Процесс освоения индивидом социально-политичеких знаний, норм,
ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на
себя определённую политическую роль, называется политической
социализацией личностей. В этом процессе можно выделить несколько
этапов:

Детство и ранние юношеские годы, когда ребёнок формирует свои
первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения.

Период обучения в старших классах школы и в вузе, когда формируется
информационная сторона и мировоззрения, одна из существующих систем
политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир
личности.

Начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу
государственных органов и общественных организаций, когда происходит
превращение человека в гражданина, становление полноценного субъекта
политики.

Вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и
развивает свою политическую культуру.

Итогом политической социализации становится принятие и выполнение
человеком какой-либо политической роли. Встречается и иная периодизация
процесса политической социализации личности: в соответствии со степенью
самостоятельности политического участия выделяются первичную и вторичную
социализацию. Первая характеризует процесс практического просвещения
детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется
в активном взаимодействии личности с политической системой, на основе
полученных ранее ценностных установок и ориентации.

Политическая социализация происходит в процессе общественных
отношений, силами государственных институтов, общественных организаций,
средствами массовой информации, политического самовоспитания.

Типы участия личности в политике:

Бессознательное

Полусознательное

Введение

Личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект, она характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе, и главным образом на политическую власть.
Статус- совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах. Прежде всего, это право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право на участие в политических партиях, движениях, объединениях, право быть государственным служащим (работником государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи, прокурора и т.д. Одним из главных критериев реального становления личности в качестве субъекта политических отношений является политическая активность - мера политической деятельности субъектов политики, показатель политизированности личности и общества.

В политологии выделяют следующие основные типы личности :

аполитичная личность-отчужденная от политического процесса и негативно относящаяся к своему участию в политике;

пассивная личность - с ничтожным интересом к политике, участвующая в ней только эпизодически или ограничивающаяся недостаточно компетентной критикой политических реалий;

гражданин-член общественной организации, участник общественного движения, частично включенный в сферу политической практики;

гражданин-член политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность;

общественно-политический деятель;

профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием;

политический руководитель - лидер высшей инстанции, высшего политического уровня.

При формальном равенстве политического статуса всех граждан государства реальный политический статус зависит от степени участия, вовлеченности личности в политическую деятельность. Степень этого участия обусловливается уровнем ее политического развития, степенью политической социализации*. В то же время общественное развитие, политическая социализация личности во многом определяются их вовлеченностью в политическую практику.

Результатом действия этих процессов и факторов выступает определенный уровень политического развития личности. Его критериями являются, в частности:наличие системы политических ценностей;

относительная стабильность политических мотивов;способность ставить реальные политические цели и добиваться их реализации.


Политическая социализация - процесс усвоения определенных знаний, ценностей и норм, позволяющих личности стать полноправным участником политических отношений.

Политический статус личности

Под политическим статусом личности понимается положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.
Независимо от степени участия того или иного человека в политике, от его роли в политическом процессе все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности: правом избирать и быть избранными, свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов, правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через своих представителей, потенциально является активным субъектом политического процесса. В обществах с тоталитарными и авторитарными режимами личность реально, а иногда и формально лишена каких-либо политических прав, являясь объектом государственной политики.

Но для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те политические функции,роли, которые она в ней выполняет. В политологии существует несколько классификаций политических ролей личности, под которыми понимаются политические функции, нормативно одобренные образы политического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение. В зависимости от степени вовлеченности личности в политику ее политическими ролями могут быть роли:

1) рядового члена общества, не оказывающего никакого влияния на политику, не заинтересованного в ней и являющегося почти исключительно объектом политики;

2) человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации;

3) гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленно и по своей воле включенного в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа;
4) профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни;

5) политического лидера - человека, способного изменять ход политических событий и направленность политических процессов.

Но личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и с заранее принятой ролью, они приобретаются на протяжении всей жизни человека. Процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль, называется политической социализацией личности. В этом процессе можно выделить несколько этапов:

1-й этап - детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения;
2-й этап - период обучения в старших классах школы и в вузе, когда формируется информационная сторона мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;

3-й этап - начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного субъекта политики;

4-й этап - вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру.

Итогом политической социализации становится принятие и выполнение им какой-либо политической роли. Встречается и иная периодизация процесса политической социализации личности: в соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторичную социализацию. Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ранее ценностных установок и ориентации.

Политическая социализация происходит как объективно, в силу включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов (в том числе и школы), общественными организациями, средствами массовой информации и пр. И сам человек может активно участвовать в политической социализации (политическое самовоспитание).
Наряду с политическими ролями политология выделяет и различные типы участия личности в политике: бессознательное (например, поведение человека в толпе), полусознательное (политический конформизм - понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды как чему-то заданному, неоспоримому, даже в случаях расхождения во мнениях с ней) и сознательное участие (в соответствии со своим сознанием и волей, способность изменить свою роль и свое положение).

В процессе труда, реализации социально-экономического аспекта статуса личности возникают предпосылки для включения индивида, группы в социально-политическую подсистему общества. В зависимости от степени удовлетворения своих потребностей люди стремятся приобщиться к управлению общественными процессами, устанавливая для этого связи, в частности, с различными политическими институтами общества. Эти связи определяют социально-политический аспект статуса личности или ее социально-политический статус. Органы власти и управления (власть) защищают права и интересы граждан или их определенной части, либо ограничивают, подавляют их. В свою очередь, граждане, социальные группы поддерживают власть либо оказывают ей активное или пассивное сопротивление. В этих и других действиях и проявляется социально-политический статус какого-либо субъекта. Можно утверждать, что данный статус и определяется рядом показателей. К важнейшим из них следует отнести следующие показатели: характер включения социальной группы (личности) в управление общественными процессами, вид механизм связи группы (личности) с политическими институтами общества, социально-политическая роль группы (личности) в обществе.

Очевидно, что наряду с социально-политическими связями для процесса деятельности субъектов характерны многообразные социально-экономические и культурные связи, порождаемые как материальными потребностями индивидов, так и их интеллектуальными, нравственными, эстетическими запросами.

Культура в ее общем понимании охватывает все общество, все его сферы деятельности. Она и есть сама общественная связь, которая связывает людьми между собой. В каких бы материальных или духовных формах культура ни выступала, ее содержанием оказывается развитие самого человека. Общественное производство в целом является одновременно и производством самого человека. Создавая мир вещей, духовных ценностей человек одновременно формирует, создает самого себя, совершенствует свои силы и способности, расширяет рамки общения, порождает новые потребности и средства их удовлетворения.

Связи, возникающие в процессе развития человека, его нравственного и умственного совершенствования, “возделывания” души, составляют социально-культурный аспект статуса личности (социально-культурный статус). С этой точки зрения должны учитываться показатели, характеризующие уровень образования человека, его духовный облик, степень приобщения к культурному наследию, социализованности, развитости индивидуальных способностей.

Естественно предположить и наличие социально-экономического статуса личности, который обусловлен характером и уровнем развития социально-экономических связей и должен характеризоваться уровнем материальной обеспеченности, экономической свободы, доступа к материальным и духовным благам.

Социально-экономические, социально-политические, социально-культурные связи выступают в социальном плане как родовые (наиболее общие) связи, обуславливающие соответствующий тип социальных отношений. Социальные отношения занимают центральное место в системе общественных отношений, поскольку они выражают обобщенное взаимодействие личности как с материальными (экономическими), так и политическими, культурными, идеологическими и иными субъектами. Очевидно, что социальные отношения, складываясь между людьми, социальными группами, общностями, образуют соответствующую социальную систему. Всякая личность, включаясь в нее, получает здесь определенный социальный статус, который обладает соответствующей структурой. Основными структурными элементами статуса личности могут выступать ее: социальное положение, социальная позиция и социальный престиж.

Социальное положение личности определяется сложившейся системой отношений, характеризующих место личности, включенную в данную социальную систему. Оно определяется по отношению к личности объективно, т.е. со стороны институтов общества и государства независимо от сознания данного индивида и его оценки и закрепляется через совокупность определенных (особых) социальных прав, обязанностей и ответственности.

Социальная позиция (ориентация) - это субъективная сторона статуса личности. Под ней понимается внутреннее определение, осознание личностью своего социального положения. Статус становится элементом структуры личности.

Социальный престиж также принадлежит субъективной стороне статуса. Это тоже оценка положения личности, но уже в общественном мнении. Данная оценка дается самой личностью на основании определенной системы ценностей, складывающейся в обществе. Оценка престижности имеет сравнительный характер и наделяет явления особой привлекательностью, вызывает у людей стремление приобщиться к нему. Это один из действующих регуляторов поведения. На формирование престижных оценок влияют как формализованные, так и неформальные позитивные санкции. К таким санкциям относятся: публичные одобрения вышестоящего органа управления, награды, премии, звания, высокая зарплата, а также выражение уважения в коллективе и обществе, признание авторитета в определенных вопросах, похвала знакомых. В основе такой оценки лежит социальная значимость деятельности, осуществленный или же планируемый вклад личности в решение общественных проблем.

В статусном сознании проявляются установки в отношении социальной мобильности, при этом взаимодействие объективной и субъективной составляющих статуса носит достаточно сложный характер. Оценка статуса зависит от многих факторов - от реально существующего положения личности, социальных групп, представителем которых она является, от уровня и состояния индивидуального и общественного сознания, господствующих в обществе идеалов и других. Необходимо понимать, что оценочные признаки статуса личности могут опираться на ложную основу. Так, причинами неадекватной оценки положения личности или группы со стороны общественного мнения могут быть: инертность сознания, отсутствие информации или ее искажение, наличие стереотипов, устаревшие критерии и деформация социальных ценностей, заложенных в основу шкалы престижа.

Содержание престижа личности менялось с изменением общества и государства. Так во времена правления Петра Первого престиж личности определялся личными качествами: физическими возможностями, опытом, житейской мудростью, заслугами перед группой и государством, активно использовались имущественные показатели и включенность в дела управления государством. К концу XXVIII века возник престиж должности, уже не связанный с личными качествами индивидов, ее занимающих. Сложилось общество, расслоение которого рельефно прослеживается по степени престижа тех или иных социальных групп или сословий. Представители низших сословий не имели право занимать высоко престижные места, связанные с правосудием, религией. Таким образом, здесь личные качества индивидов оттесняются на второй план, а статус задан от рождения и заранее предписан человеку.

Экономическое развитие может вуалировать действительный характер отношений между людьми, между социальными группами: политический аспект зачастую может искажать их экономическую, а значит, и социальную сущность. Так возникновение классового общества привело к существенному изменению социальных и политических отношений между рабочим, крестьянином и предпринимателем (капиталистом), формальной независимости социального статуса от политических и экономических институтов общества.

Таким образом, любой человек личность, включенный в социальную систему, получает в ней определенный социальный статус, как совокупность социальных отношений, опосредованных определенным набором его социально-политических, социально-экономических и социально-культурных связей. Основными элементами социального статуса личности выступают: социальное положение, социальная позиция и социальный престиж, оценочные признаки которых изменяются вместе с развитием общества и государства.

Каждая личность в обществе занимает определенное место и выполняет конкретные функции, обладая соответствующими правами и обязанностями. Тем самым она имеет определенный статус, который в зависимости от той социальной подсистемы, где функционирует личность, может быть социальным, правовым, политическим и т. д.

Социальный статус охватывает всестороннюю и обобщающую характеристику положения индивида: профессию, характер работы, должность, материальное положение, национальную принадлежность, семейное положение и пр. Обычно одна и та же личность имеет несколько статусов, принадлежа к различным социальным группам и институтам.

Политический статус (от лат. status - состояние) - это положение индивида в политической системе, которое характеризуется определенным набором прав, свобод и обязанностей и закрепляется юридически (например, в главе 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина»).

Политический статус личности определяет ее политическую роль в обществе, т. е. поведение человека, связанное с его местом в данной политической системе и типичное для лиц данного статуса в этой системе. Совокупность ролей (например, политический лидер, партийный функционер, избиратель, участник политического митинга и т. п.) соответствует данному политическому статусу называется ролевой системой. Как и политические статусы, политические роли могут закрепляться формально (например, статус Президента РФ в Конституции), а могут носить и неформальный характер (участник митинга).

Основные политические права и свободы индивида неотчуждаемы и принадлежат каждому по факту рождения: право избирать и быть избранными в органы государственной власти; право объединяться в политические партии и иные общественные объединения; право проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и иные публичные акции при условии предварительного уведомления (или с разрешения) властей; право петиций (обращений) в государственные органы и к должностным лицам. Таким образом, каждый человек имеет право принимать участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей, т. е. участвовать в процессе выработки, принятия и проведения в жизнь политического решения на любом этапе. Однако степень такого участия (соучастия) различна при различных политических режимах. Наибольшая степень вовлеченности личности в процесс государственного управления предоставляется демократией. Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования гражданской культуры («культуры общежития и соучастия»), навыков управленческой и самоуправленческой деятельности.

Из различных форм политического поведения личности, лежащих в основе соответствующих политических статусов и ролей, можно назвать следующие:

политический активизм;

конформизм (приспособление к политическим реалиям);

индифферентизм (безразличие, отгороженность от политики);

клиентеллизм (угодливость, услужливость по отношению к соответствующему политическому лидеру);

абсетеизм (сознательный отказ от участия в выборах).

Личность в политике - это субъект осознанной целенаправленной деятельности, выражающей и реализующей интересы политических сил в единстве с собственными интересами, интегрирующей их в единое целое (государственное, партийное, общественно-политическое, международно-политическое и др.). В отличие от других сфер общественной жизни, в которых личность может реализовывать свои интересы как индивидуальные, в политике личность осуществляет их как элемент каких-то общих, т. е. политических, интересов. Личность даже может не осознавать присущий ей политический статус (например, голосуя), но это, однако, не означает, что она им не обладает.

Высшей формой участия личности в политике является профессиональная политическая деятельность. М. Вебер классифицировал политику по трем видам. В зависимости от участия в каждой из них можно выделить три типа личности политика. Политика «по случаю» есть один из видов политического участия, при котором личность эпизодически совершает волеизъявление, порой не задумываясь о содержании, характере и направленности политического действия. Политика «по совместительству» осуществляется человеком в случае необходимости »и потребности, параллельно с другими видами его деятельности. Для этого типа политиков политическая деятельность не является основной. Политика профессиональная есть политика личности. Политик-профессионал - это прежде всего аналитик, специалист по технологии власти. Чем больше в обществе политиков-профессионалов, тем лучше для самого общества.

Одним из основных политических статусов личности в обществе является политическое лидерство, связанное с присущими ей стремлениями сообразовывать стандарты социального поведения других индивидов с заданными авторитетными образцами. Личность политического лидера организует и направляет других людей с целью их организации на осуществление совместной деятельности.

При этом политический лидер может обладать широким спектром имиджевых ролей - «масок»: «новатор», «борец», «рубаха-парень», «человек из народа», «рутинер», «защитник униженных и оскорбленных», «хозяин», «здоровый консерватор» и т. п.

Изменение политических ролей личности и связанного с этим политического статуса происходит в процессе статусной инверсии (от лат. inversio - перестановка) - резкого, качественного изменения обычного, сложившегося политического порядка в результате социальных революций, деформаций, потрясений; Этот процесс связан либо с повышением, либо с понижением политического статуса.

Роль человека в политических отношениях крайне специфична. Собственно, человек – это одновременно и субъект и объект политики. Политические отношения возникают именно в человеческом обществе. Они призваны поддерживать целостность общества, как сложной социальной системы, обеспечивать порядок и организованность.

Человек как индивид – относительно самостоятельное и свободное существо. Его интересы, так или и иначе, противостоят обществу и государству. В этом смысле отношения власти и индивида выражают отношения власти и человека.
Организуя совместную жизнь людей, государство принуждает их к поддержанию определённых политических порядков и форм поведения. Следовательно, государство неизбежно ограничивает права и свободы человека. Со своей стороны, человек имеет определённые притязания к государству, связанные с его возможностью к реализации собственных интересов. С этой точки зрения именно человек может влиять на государственную политику.
Место человека в политической жизни определяется, прежде всего, тем, что он гражданин своей страны. Обычно каждый человек является гражданином какого-либо государства. Гражданство выражает политическую и правовую связь лица с государством и не зависит от национальной принадлежности этого лица. Гражданство приобретается человеком в момент рождения, но в последствии может изменяться. Порой человек становится гражданином другого государства, может быть лишён гражданства.

Заключение

На основании вышеизложенного, подведем итоги:

Политический статус личности – называют положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей,

возможность оказать влияния на политическую жизнь страны.

Для политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те политические функции, роли которые она не выполняет:

Рядового члена общества, не оказывающего ни какого влияния на политику, не заинтересованного в ней и влияющегося почти исключительно объектом политики.

Человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации.

Гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленного по своей воле включенного в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа.

Профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляющей смысл жизни.

Политического лидера – человека способного изменять ход политических событий и направленность политических процессов.

Но личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и с заранее принятой ролью, она приобретает на протяжении всей жизни человека. Процесс освоения индивидом социально-политичеких знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определённую политическую роль, называется политической социализацией личностей. В этом процессе можно выделить несколько этапов:

Детство и ранние юношеские годы, когда ребёнок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения.

Период обучения в старших классах школы и в вузе, когда формируется информационная сторона и мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности.

Начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного субъекта политики.

Вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру.

Итогом политической социализации становится принятие и выполнение человеком какой-либо политической роли. Встречается и иная периодизация процесса политической социализации личности: в соответствии со степенью

самостоятельности политического участия выделяются первичную и вторичную социализацию. Первая характеризует процесс практического просвещения детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой, на основе полученных ранее ценностных установок и ориентации.

Политическая социализация происходит в процессе общественных отношений, силами государственных институтов, общественных организаций, средствами массовой информации, политического самовоспитания.

Список использованной литературы:

Гаджиев К.С. Опыт введения в политологию. // Полис. - 2002. - N 1-2

Лассуэл Г., Лейтис Н. Язык, обучения политики в разных интерпритациях.// Правовед.- 2004. - N 2.

Мясников О.Г. Субъекты политики //Социально-политический журнал. 2003. №5-6.

Пищулин И., Сокол И. Политическое лидерство, теоретические и методологические основы исследования. - М., 2002.

Политология /Отв. ред. А.А. Радугин. - М.: Центр, 2008.

Политология: курс лекций /Под ред. М.Н. Марченко.- М.: Изд-во Московского университета, 2003.

Шестопал В.Е. Личность и политика. - М., 2008.

    рефераты

  • 106 КБ
  • добавлен 25.02.2011