Апо́столы (от греч. ἀπόστολος - посланник, посол) – ближайшие ученики Господа , избранные Им и посланные для благовестия о и устроения .
Имена ближайших двенадцати апостолов таковы:
– Андрей
(греч. андреас
, «мужественный», «муж сильный»), брат Симона Петра, прозванный в предании Первозванным, поскольку, будучи учеником Иоанна Крестителя, был призван Господом ранее своего брата на Иордане.
– Симон
(евр. шимон
– «Услышанный» в молитве), сын Ионин, прозванный Петром (). Греч. слово петрос соответствует арамейскому кифа, передающемуся русским словом «камень». Это имя Иисус утвердил за Симоном после исповедания Его Сыном Божьим в Кесарии Филипповой ().
– Симон
Кананит или Зилот (от арам. канай, греч. зелотос
, что значит «Ревнитель»), уроженец Галилейского города Каны, по преданию был тем женихом, на браке которого были Иисус Христос и Его Матерь, где Христос претворил воду в вино ().
– Иаков
(от евр. глагола акав
– «побеждать») Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, брат евангелиста Иоанна. Первый мученик между апостолами, предан смерти Иродом (в 42 – 44 г. по Р.Х.) через усекновение главы (). Для отличия от Иакова младшего, его обыкновенно именуют Иаковом старшим.
– Иаков младший
, сын Алфеев. Был призван Самим Господом в число 12 апостолов. После сошествия Святого Духа проповедовал сначала в Иудее, затем сопутствовал св. апостолу Андрею Первозванному в Едессу. Распространял евангельское благовестие в Газе, Елевферополе и сопредельных им местах, оттуда отправился в Египет. Здесь, в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиной), был распят на кресте.
(Многие источники ассоциируют Иакова Алфеева с Иаковом, братом Господним, поминаемым Церковью в Соборе 70-ти апостолов. Вероятно, путаница произошла из-за того, что обоих апостолов именовали Иаковом младшим)
.
– Иоанн
(греч. форма Иоаннес
от евр. имени Иоханан
, «Господь милостив») Зеведеев, сын Зеведея и Саломии, брат Иакова старшего. Апостол Иоанн прозван Евангелистом как писатель четвертого Евангелия и Богословом за глубокое раскрытие христианского учения, автор Апокалипсиса.
– Филипп
(греч. «любитель лошадей»), уроженец Вифсаиды, по словам евангелиста Иоанна, «одного города с Андреем и Петром» (). Филипп привел к Иисусу Нафанаила (Варфоломея).
– Варфоломей
(с арам. сын Талмая
) Нафанаил (евр. Нетанэл, «Дар Божий»), уроженец Каны Галилейской, о котором Иисус Христос сказал, что это истинный Израильтянин, в котором нет лукавства ().
– Фома
(арам. Тома
, в греческом переводе Дидим
, что означает «близнец»), известный тем, что Сам Господь позволил ему вложить руку в ребра Свои и осязать раны Свои, чтобы устранить его сомнения в Своем воскресении.
– Матфей
(греч. форма др.-евр. имени Маттафия
(Маттатия) – «дар Господень»), упоминается также и под своим еврейским именем Левий. Автор Евангелия.
– Иуда
(евр. Йехуда
, «восхваление Господа») Фаддей (евр. похвала), брат апостола Иакова младшего.
– И предавший Спасителя Иуда Искариот
(прозван по месту рождения в г. Кариот), вместо которого уже по вознесении Христа, был избран апостолами по жребию Матфий (одна из форм др.-евр. имени Маттафия (Маттатия) – «дар Господень») (). Матфий следовал за Иисусом начиная с Его крещения и был свидетелем Его воскресения.
К ближайшим апостолам сопричисляется и апостол Павел, уроженец города Тарса в Киликии, чудесно призванный самим Господом (). Первоначальное имя Павла – Савл (Саул, евр. Шаул, «испрошенный (у Бога)» или «одолженный (для служения Богу)»). Имя Павел (лат. Паулюс, «меньший») – второе, римское имя, принятое апостолом после обращения ради удобства проповеди в Римской империи.
Кроме 12-ти апостолов и Павла, апостолами называются еще 70 избранных учеников Господа (), которые не были постоянными очевидцами и свидетелями дел и жизни Иисуса Христа. Их имена в Евангелии не называются. В богослужебной традиции в день празднования семидесяти апостолов значатся их имена. Этот список был составлен в V –VI вв. и носит символический характер, туда вошли все известные имена последователей и учеников Христа, апостолов и мужей апостольских. К 70 апостолам предание относит Марка (лат. «молот», второе имя Иоанна из Иерусалима) и Луку (сокращ. форма лат. имени Луций или Луциан, что значит «светящийся», «светлый»). Таким образом, в этот день вспоминает не только 70 апостолов, но и все первое христианское поколение.
Написавшие Евангелие апостолы – Матфей, Марк, Лука и Иоанн – именуются Евангелистами. Апостолы Петр и Павел – первоверховными апостолами, т. е. первыми из верховных.
Апостол Андрей был родом из Галилеи. Эта северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее — добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей — греческое и в переводе значит «мужественный».
Когда Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иордана, Андрей вместе с Иоанном Зеведеевым (происходившим с ним из одного города — Вифсаиды) последовал за пророком, надеясь в его учении найти ответ на свои духовные вопросы. Многие начали думать, что может быть Иоанн Креститель и есть ожидаемый Мессия, но он объяснил людям, что он не Мессия, а послан только приготовить Ему путь. В то время Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для крещения, и тот, указывая на Господа, сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира». Услышав это, Андрей с Иоанном последовали за Иисусом. Господь, увидев их, спросил: «Что вам надобно?» Они сказали: «Равви (Учитель), где Ты живешь?» — «Пойдите и увидите», — ответил Иисус, и с того времени они стали Его учениками. В этот же день апостол Андрей пошел к своему брату Симону Петру и сказал ему: «Мы нашли Мессию». Так Петр присоединился к ученикам Христовым.
Однако апостолы не сразу всецело посвятили себя апостольскому званию. Из Евангелия мы знаем, что братья Андрей и Симон Петр и братья Иоанн и Иаков должны были на какое-то время вернуться к своим семьям и заняться своей обычной работой — рыбной ловлей. Несколько месяцев спустя Господь проходя мимо Галилейского озера и увидев их ловящими рыбу, сказал: «Идите за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков». Тогда они оставили свои лодки и сети и с того дня стали неотлучными учениками Христовыми.
Андрей, ранее других апостолов последовавший за Господом, получил наименование Первозванного. Он пребывал с Христом в течении всего периода Его общественного служения. После Воскресения Спасителя апостол Андрей вместе с другими учениками удостаивался встреч с Ним и присутствовал на Елеонской горе, когда Господь, благословив их, вознесся на Небо.
После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. Святому Андрею достались страны, лежащие вдоль побережья Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия, т. е. Земля, на которой позднее образовалась Россия. Согласно преданию, апостол Андрей проповедовал на Таврическом полуострове, потом по Днепру поднялся на север и дошел до места, где впоследствии возник Киев. «Верьте мне, — сказал апостол своим ученикам, — что на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю святым крещением и воздвигнет здесь много церквей». Затем апостол Андрей благословил киевские горы и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси.
После возвращения в Грецию апостол Андрей остановился в городе Патрос (Патра), расположенном у Коринфского залива. Здесь через возложение рук он многих людей исцелил от недугов, в том числе и знатную Максимиллу, которая от всего сердца уверовала во Христа и стала ученицей апостола. Так как многие жители Патры уверовали во Христа, местный правитель Егеат возгорелся ненавистью против апостола Андрея и приговорил Его к распятию на кресте. Апостол, нисколько не устрашившись приговора, во вдохновенной проповеди раскрыл перед собравшимися духовную силу и значение крестных страданий Спасителя.
Правитель Егеат не поверил проповеди апостола, назвав его учение безумием. Затем он велел распять апостола так, чтобы он подольше страдал. Святого Андрея привязав ко кресту наподобие буквы X, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти. Несправедливый приговор Егеата вызвал в народе возмущение, тем не менее этот приговор остался в силе.
Вися на кресте, апостол Андрей непрестанно молился. Перед разлучением его души с телом небесный свет осиял крест Андрея, и в его блистании апостол отошел в вечное Царство Божие. Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного последовала около 62 года после Рождества Христова.
Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, на белом фоне голубой крест формы X, под сенью которого русские одержали множество побед.
В том, что мы имеем возможность обретения и познания праведного пути, где наша личность может достичь предела человеческой мечты, счастливой и блаженной вечной жизни, мы обязаны ученикам Иисуса. Святые апостолы Христа в своей апостольской миссии были избраны Богом из бедных и боязливых людей с обычными человеческими слабостями для того, чтобы из ловцов рыбы стать ловцами людей.
Апостолы Петр и Павел
Две противоположности: старший брат Андрея Первозванного Петр был необразованным и бедным рыбаком, Павел же был родом из знатной, почетной семьи, гражданином Римской империи, учеником книжника и фарисея, иудейского законоучителя Гамалиила.
Святым апостолом Христа, верным учеником, был Павел, он с самого начала проповедей сопровождал Спасителя во всех событиях. Злейшим же врагом, разжигавшим ненависть к христианству, был Павел. Везде и всюду он преследовал верующих, заручившись поддержкой синедриона. Петр имел слабую веру в Иисуса и трижды отрекался от Него, но горько и печально каялся всякий раз и, пламенно уверовав, стал фундаментом церкви.
Две противоположности, заключающиеся в простоте Павла и ораторстве Петра, воплощают в себе твердость духа и разум, два основных и необходимых качества миссионера.
Апостол Иоанн
Иоанн Богослов, наверное, самый известный и единственный апостол, который всегда присутствовал при всех событиях, происходивших с Иисусом и евангелистами, описав их в своих трудах. О нем нам известно действительно многое, кроме того, его имя носят еще 4 книги, входящие в Новый Завет - это Откровение и три послания.
Святого апостола Христа, Иоанна, еще именуют апостолом любви, именно этот термин он чаще всего использует в своих кратких, но запоминающихся и ярких посланиях.
Апостол и евангелист Матфей
О подробностях жизни этого апостола до нас ничего не дошло, известно лишь то, что он был на службе римского режима в городе Копернаум сборщиком податей и наживался на соотечественниках.
Услышав проповеди Иисуса, после приглашения Его в свой дом, Левий (Матфей) покаялся и, раздав свое имущество, примкнул к числу святых апостолов, шедших за Спасителем.
Написал свое Евангелие (Евангелие от Матфея), которое в греческом переводе (оригинальный текст на еврейском не сохранился) вошло в каноны Нового Завета как первая книга. После пятидесятницы проповедовал восемь лет в Палестине, а позже в Сирии, Персии, Эфиопии, Мидии и Парфии.
Апостол Андрей
Святой апостол Андрей Первозванный был рядом с Христом в весь период их длительного пути и общественного служения. После того, как Спаситель воскрес, другие его ученики и Андрей Первозванный имели честь встречи с Ним и на Елеонской горе, перед вознесением Господа на Небо, где и получили благословение на проповеди с остальными учениками.
Начал свою проповедь на скифских землях через Таврический край, где и стал основоположником православного христианства в Киевской Руси и, впоследствии, в России.
По возвращению в греческий Патрос, был приговорен элитой города к мученической смерти и привязан на Х-образный крест. При правлении царя Петра I крест, на котором казнили апостола Андрея, стал символом русского флота, называемый «Андреевским флагом» и изображающийся на белом фоне горизонтальным крестом небесного-синего цвета.
Апостол Фома
Среди Петра, Иоанна и Иакова, которых Мессия всегда брал с Собой, Фому нельзя назвать одним из лучших учеников из святых апостолов Христа. Поэтому ему не было открыто столько ведения, сколько остальным, но его значение божественной благодати в домостроительстве, осуществляемое церковью, имеет свою явственную и тонкую глубину.
Апостол и евангелист Лука
Из Антиохии Сирийской семидесятым апостолом Христа был сподвижник апостола Павла, греческий врач и евангелист Лука. Пришел в Палестину, узнав об учении Иисуса, принял его и был послан нести слово о Царстве Небесном еще при Его жизни. По дороге в Еммаус Лука и его спутник Клеоп стали свидетелями явления перед ними образа воскресшего Мессии.
Когда апостол Павел совершал второе миссионерское путешествие, Лука принял в нем участие, после которого они уже были неразлучны и продолжали делить все тягостные моменты подвига, совершаемого в проповеди.
Покинул Рим после мученических смертей верховных апостолов и продолжил нести слово о Боге в Ливию, Ахайю, Египет и Фиваиду, где, посетив город Фивы, закончил свой путь мученической кончиной.
Апостол Филипп
Был уроженцем города Вифсаиды (Галилея), правильно понимал ветхозаветные пророчества и ожидал появление Спасителя, хорошо знал Священное писание. После призыва Христа пошел за ним и пополнил ряды святых апостолов.
Вел свою проповедь в Галилее и сопровождал ее чудесами. После этого проповедовал Слово Божье среди переселившихся иудеев в Греции. С распространением известий о его проповедях, в Элладу из Иерусалима выдвинулись вместе с первосвященником книжники для его обвинений.
Апостол Варфоломей
Среди двенадцати святых апостолов Христа Варфоломей был уроженцем Каны Галилейской. В Пятидесятницу, когда на апостолов сошел Святой Дух, он и Филипп после жребия отправились донести Святое Евангелие в Малую Азию и Сирию.
По пути они не один раз расходились и снова сходились, подтверждая свои проповеди чудесами и знамениями. Также им в пути была спутницей и помогала сестра апостола Филиппа, дева Мариамна.
Забирай себе, расскажи друзьям!
Читайте также на нашем сайте:
Показать еще
Глава 1 1 Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, - радоваться.Вконтакте
Святой апостол Фома был родом из галилейского города Пансады и занимался рыболовством. Услышав благовестие Иисуса Христа, он всё оставил и последовал за Ним. Апостол Фома входит в число Двоенадесятицы святых апостолов, 12 учеников Спасителя.
По Церковному Преданию, святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии.
Проповедь Евангелия апостол запечатлел мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) святой апостол был заключен в темницу, претерпел пытки, и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.
Части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Венгрии и на Афоне. С именем апостола Фомы связана Аравийская (или Арапетская) икона Божией Матери (6 сентября).
Имя Фома имеет еврейское происхождение и означает «близнец» (греческий вариант его имени: др. -греч. Δίδυμος - Дидим ). Эта «расшифровка» его имени указана и в Евангелии (см. Ин. 11:16), так он и называется в церковных песнопениях.
неизвестен , Public DomainТолкование этого второго названия даёт историк Никифор Каллист Ксанфопул в Синаксаре в Фомину Неделю, помещённого в Цветной Триоди. Никифор пишет:
Фома именовался Близнец или потому, что родился вместе с другим, или из-за сомнения в Воскресении, или потому, что у него от рождения срослись два пальца правой руки (очевидно, средний и который пред ним, называемый указательным); справедливо было бы и мнение, что ему предстояло усомниться и пальцами этими осязать. А другие говорят, и это самое достоверное, что «Фома» переводится с еврейского как «близнец».
Впрочем, «Толковая Библия Лопухина» указывает, что правильнее понимать его прозвище не как «близнец», а как «человек двоящейся природы». Полагают, что Фома происходил из галилейского города Пенеады.
Фома был избран Христом одним из двенадцати апостолов (Мф. 10:2-4, Мк. 3:14-19, Лк. 6:13-16), о чём нам сообщают евангелисты Матфей, Марк и Лука. Однако они всего лишь упоминают имя Фомы среди имён прочих апостолов.
Dionisius (1440–1502) , Public Domain