Автомобильный сайт - За рулем

Автомобильный сайт - За рулем

» » Значение слова «элемент. Что такое система права и из каких элементов она состоит? Способы обеспечения защиты

Значение слова «элемент. Что такое система права и из каких элементов она состоит? Способы обеспечения защиты

Электрические цепи и их элементы

Электрическая цепь представляет собой совокупность устройств и объектов, образующих путь для электрического тока, электромагнитные процессы в которых могут быть описаны с помощью понятий об электродвижущей силе, токе и напряжении. В электрической цепи постоянного тока могут действовать как постоянные токи, так и токи, направление которых остается постоянным, а значение изменяется произвольно во времени или по какому-либо закону.

Электрическая цепь состоит из отдельных устройств или элементов, которые по их назначению можно разделить на 3 группы. Первую группу составляют элементы, предназначенные для выработки электроэнергии (источники питания). Вторая группа - элементы, преобразующие электроэнергию в другие виды энергии (механическую, тепловую, световую, химическую и т. д.). Эти элементы называются приемниками электрической энергии (электроприемниками). В третью группу входят элементы, предназначенные для передачи электроэнергии от источника питания к электроприемнику (провода, устройства, обеспечивающие уровень и качество напряжения, и др.).

Источники питания цепи постоянного тока - это гальванические элементы, электрические аккумуляторы, электромеханические генераторы, термоэлектрические генераторы, фотоэлементы и др. Все источники питания имеют внутреннее сопротивление, значение которого невелико по сравнению с сопротивлением других элементов электрической цепи.

Электроприемниками постоянного тока являются электродвигатели, преобразующие электрическую энергию в механическую, нагревательные и осветительные приборы и др. Все электроприемники характеризуются электрическими параметрами, среди которых можно назвать самые основные - напряжение и мощность. Для нормальной работы электроприемника на его зажимах (клеммах) необходимо поддерживать номинальное напряжение. Для приемников постоянного тока оно составляет 27, 110, 220, 440 В, а также 6, 12, 24, 36 В.

Графическое изображение электрической цепи, содержащее условные обозначения ее элементов и показывающее соединения этих элементов, называется схемой электрической цепи. В табл. 2 показаны условные обозначения, применяемые при изображении электрических схем. Участок электроцепи, вдоль которого протекает один и тот же ток, называется ветвью. Место соединения ветвей электроцепи называется узлом. На электросхемах узел обозначается точкой. Любой замкнутый путь, проходящий по нескольким ветвям, называется контуром электрической цепи. Простейшая электрическая цепь имеет одноконтурную схему, сложные электрические цепи - несколько контуров.

Элементами электрической цепи являются различные электротехнические устройства, которые могут работать в различных режимах. Режимы работы как отдельных элементов, так и всей электрической цепи характеризуются значениями тока и напряжения. Поскольку ток и напряжение в общем случае могут принимать любые значения, то режимов может быть бесчисленное множество.

Режим холостого хода - это режим, при котором тока в цепи нет. Такая ситуация может возникнуть при разрыве цепи. Номинальный режим бывает, когда источник питания или любой другой элемент цепи работает при значениях тока, напряжения и мощности, указанных в паспорте данного электротехнического устройства. Эти значения соответствуют самым оптимальным условиям работы устройства с точки зрения экономичности, надежности, долговечности и пр.

Режим короткого замыкания - это режим, когда сопротивление приемника равно нулю, что соответствует соединению положительного и отрицательного зажимов источника питания с нулевым сопротивлением. Ток короткого замыкания может достигать больших значений, во много раз превышая номинальный ток. Поэтому режим короткого замыкания для большинства электроустановок является аварийным.

Согласованный режим источника питания и внешней цепи возникает в том случае, когда сопротивление внешней цепи равно внутреннему сопротивлению. В этом случае ток в цепи в 2 раза меньше тока короткого замыкания.

Самыми распространенными и простыми типами соединений в электрической цепи являются последовательное и параллельное соединение.


Таблица 1. Условные обозначения в электросхемах

Элемент гальванический или аккумуляторный или Контакты замыкающие с выдержкой времени
Батарея элементов при замыкании
Генератор электромеханический постоянного тока при размыкании
Выключатель, контакт замыкающий при замыкании и размыкании
Выключатель автоматический Предохранитель плавкий
Контакты контактора и электрического реле: Обмотка контактора, магнитного пускателя и реле
замыкающие

Лампа накаливания осветительная

Перед строительством жилого дома, коммерческого или промышленного здания проводится создание проекта, который должен учитывать оказание всевозможного воздействия на сооружения. Примером можно назвать проведение геодезического исследования грунта, которое определяет его тип, расположение водоносного слоя, глубина промерзания и многие другие моменты. Довольно важным показателем можно назвать то, на какой глубине находится водоносный слой, так как он определяет возможный подъем воды во время обильного выпадения осадков или в весеннее время на момент таяния снега.

Важно! В зависимости от особенностей грунта, расположения водоносного слоя, дальности расположения водоемов и рек уровень грунтовых вод может существенно меняться.

При этом важным моментом является то, что от уровня грунтовых вод зависит вероятность затопления цокольного или подвального помещения. Чем выше уровень грунтовых вод, тем больше проблем по их отведению. Обычный метод поднятия грунта путем привоза нужного количества песка, как правило, не решает проблему: грунтовые воды оказывают негативное воздействие на основание сооружения, снижая срок службы и надежность. Для отведения грунтовых вод проводится создание , которая предусматриваем наличие разветвленной системы труб и определенного типа колодцев. Рассмотрим все особенности создания рассматриваемой системы.

Что такое система дренажа?

Для того чтобы отводить воду в грунте и не давать ей скапливаться в определенных зонах проводится создание специальных систем, которые проводят ее сбор и отвод в определенную озону. Современная дренажная система – совокупность перфорированных труб, которые соединены между собой в единую систему и служат для отвода вод с последующим их скоплением в специальном колодке или выбросом на территории вдали от участка.

Дренажная система - техническое сооружение, необходимое для сбора и удаления излишней влаги вокруг дома и прилегающем участке.

При этом отбор грунтовых вод и их транспортировка проводится естественным способ без использования специального оборудования, которое создает давление в системе или откачивает воды.

Для того чтобы понять принцип работы дренажной системы следует представить себе наклонную плоскость, которая имеет небольшой желоб. При выпадении осадков проходит скопление жидкости в желобе, а за счет наклона она отводится. Таким же образом работает дренажная система: все трубы расположены под определенным наклоном, они проводят сбор воды и за счет разницы уровней происходит ее естественный скат в область, расположенную ниже текущего положения.

Единственной разницей можно назвать то, что рассматриваемые трубы находятся не на поверхности грунта, а под землей. Грунтовые воды под действием естественных сил стремятся попасть наверх, перемещаясь с нижних слоев на верхние. На их пути лежит специальный сборный элемент, представленный перфорированными трубами. За счет наличия большого количества специальных отверстий проходит сбор воды. Также дренажная система может проводить сбор и отведение осадков, которые в начале выпадения поглощаются почвой, но через некоторое время больше не впитываются из-за перенасыщения грунта влагой.

Предъявляемые требования к дренажным системам

Важность дренажной системы определяет то, что к ней предъявляется достаточно много различных требований. К ним можно отнести:

  • Большой срок службы. Среди основных требований следует обратить внимание на то, что дренажная система должна служить на протяжении не менее чем 30 лет без возникновения необходимости в проведении обслуживания с демонтажем ее элементов. Достаточно важно подбирать материалы, которые могут служить указанный срок. Это связано с тем, что после укладки труб и засыпания их грунтом на поверхности проводится создания ландшафта. При демонтаже системы с целью ее обслуживания или замены поврежденных элементов ландшафт будет испорчен. Примером можно назвать то, что для демонтажа труб приходится проводить подрыв дерна, который приживается достаточно долго. Воизбежание проблем с обслуживание следует использовать материалы, которые могут прослужить не менее 30 лет. Как правило, за столь длительный срок участок может подвергаться перепланировки по многим другим причинам. В ходе проводимых изменений также можно будет провести замену труб и других элементов системы.

    Дренажная система - разветвленная структура расположенных по всему периметру участка труб, связанных друг с другом и дренажных колодцев, необходимых для защиты территории от избыточной влаги.

  • Высокая прочность. При учитывается тот момент, что дерн, насыпаемый сверху, оказывает достаточно серьезное давление на используемые трубы и другие элементы системы. Для того чтобы оказываемая нагрузка не привела к деформации дренажной системы проводится использования труб с высоким показателем жесткости. Современные материалы, применимые при создании дренажной системы, имеют довольно высокий показатель прочности. Примером можно назвать трубы, изготавливаемые из полимеров различного типа. Создавая подобный элемент дренажной системы также уделяется внимание на показатель сопротивления к сжатию, для чего поверхность делают в виде колец. Подобные кольца существенно повышают прочность всей трубы.
  • Универсальность. Для того чтобы система не реагировала на воздействие окружающей среды следует обратить внимание на то, что используемые материалы при ее создании не должны реагировать на изменение температуры, влажности и многих других показателей. Не стоит забывать о том, что в грунтовых водах могут присутствовать различные загрязняющие вещества. Поэтому используемые материалы при создании системы дренажа также не должны реагировать на воздействие агрессивной среды.
  • Абсолютная герметичность. Так как вся система состоит из довольно большого количества различных труб и соединительных элементов достаточно важным показателем можно назвать герметичность. Если на соединении труб появится течь, то часть грунтовых вод будет уходить обратно в почву, что существенно снизит эффективность системы. Кроме этого через подобные дефекты в систему могут попадать загрязняющие вещества, которые станут причиной засорения всей системы. Поэтому при прокладке требу следует уделять внимание надежности соединения. Для повышения их герметичность довольно часто проводится использование специальных изоляционных материалов. Кроме этого некоторые допущенные ошибки во время выполнения монтажных работ также могут стать причиной нарушения герметичности системы. Примером можно назвать опускание в созданные траншеи уже соединенные трубы в единую систему. Именно на месте их соединения создается нагрузка, которая становятся причиной деформации.
  • Достаточная пропускная способность. При создании проекта дренажной системы учитывается то, какая может оказываться на нее нагрузка. Примером можно назвать тот момент, что при обильном выпадении осадков и одновременном таянии снега оказывается наиболее высокая нагрузка на дренажную систему. Если пропускная система недостаточна, то есть вероятность существенно поднятия воды, что приведет к подтоплению подвальных и цокольных помещений. Именно поэтому при проектировании должно учитываться то, какая нагрузка может оказывать на дренаж при наиболее неблагоприятном стечении обстоятельств. Пропускная способность зависит от диаметрального размера труб, которые используются при создании системы. Чем больше диаметр, тем больше система может пропустить воды. Однако стоит учитывать, что с увеличением диаметра используемой трубы существенно повышаются расходы, усложняется работа по созданию траншей, транспортировке и разгрузке, монтаже самих труб. Поэтому не всегда целесообразно использовать трубы наибольшего диаметра.
  • Возможность обслуживания без выполнения демонтажа. Еще важным моментом, на который следует обратить внимание, можно назвать возможность проведения работ по обслуживанию без выполнения демонтажных работ. Примером можно назвать проведение чистки труб – эту работу рекомендуют проводить раз в год для того, чтобы поддерживать систему в рабочем состоянии. Для выполнения подобной работы понадобятся специальные смотровые колодцы, которые устанавливаются в месте резкого поворота магистрали или соединения нескольких потоков. Существует довольно много разновидностей смотровых колодцев. К примеру, при создании пристенного дренажа довольно часто в качестве смотрового колодца используется тройник, который устанавливается на месте резкого поворота магистрали. Тройники позволяет также подключить трубу, расположенную в горизонтальной плоскости, что позволит проводить периодическую чистку изгиба.
  • Общий уклон системы.

    Составление схемы устройства дренажа предполагает обследование участка, определения верхней и нижней точек, для формирование естественного или искусственного уклона…

    Еще одним достаточно важным показателем можно назвать общий уклон системы. Как ранее было отмечено, все современные дренажные системы не имеют элемента, который проводит нагнетание воды: насосы и компрессоры очень редко включаются в дренажную систему, так как они существенно повышают расходы. Вода отводится за счет созданного наклона, которые должен составлять не мене 2-х сантиметров на один погонный метр. Стоит учитывать, что больших показателей также не нужно достигать, так как вода не будет успевать накапливаться в трубе. Проверка уклона проводится путем использования специального измерительного инструмента – лазерного нивелира. Он с высокой точностью позволяет определить перепад уровня. Достаточно важно выдерживать общий уровень перепада на всем участке, так как это позволяет исключить вероятность образования проблемных участков, на которых будет накапливаться илистое образование и создаваться засоры.

Приведенные в этом разделе показатели можно назвать основными. Как правило, все основные моменты указываются в создаваемом проектном плане. Многие специалисты рекомендуют доверять создание проекта дренажной системы исключительно профессионалам, которые имеют большой опыт в рассматриваемой сфере деятельности.

Разновидности дренажных систем

Следует обратить внимание на следующую классификацию дренажа:


Кроме этого условную классификацию можно провести по типу используемых материалов при создании системы. Примером можно назвать случай, при котором все элементы дренажа представлены ПВХ.

Основные элементы дренажной системы

Существует довольно много разновидностей дренажей. При этом все они имеют примерно одни и те же элементы, совокупность которых и определяет создание системы:

  • можно назвать основных элементом системы, так как они выполняют роль сборщика воды и отводящих каналов одновременно. Довольно большой популярностью пользуются трубы, при изготовлении которых используется ПВХ, ПВД или другие разновидности полимеров. Трубы могут иметь различный диаметр и протяженность.
  • Отдельным элементом системы может стать фильтрующая ткань из геотекстиля. Она также может быть частью дорогого варианта исполнения трубы или быть отдельным элементом.
  • Подложка под трубы, как правило, представлена сочетанием речного песка и щебня. Несмотря на то, что многие пренебрегают созданием подложки, она се же является важным элементом системы.
  • Смотровые, накопительные и фильтрующие колодцы можно назвать неотъемлемой частью практически всех разновидностей дренажных систем. Как правило, они создаются на наиболее важных участках системы. К особенностям можно отнести то, что колодцы создаются путем использования труб из полимеров большого диаметра.

Неотъемлемые части дренажной системы — это пластиковые трубы, геотекстиль, песок, щебень, а так же фильтрующие колодцы.

Также не стоит забывать о различных соединительных элементах, которые позволяют перенаправлять поток, добавлять новые секции и иным образом изменять особенности системы.

Мнение специалистов о дренажных системах

Дренажная система должна создаваться практически на всех участках. Это связано с тем, что она способно не только отводить, но и перенаправлять поток. Примером можно назвать случай, когда участок возвышен над другой местностью. Потоки воды будут вымывать грунт, что может доставить довольно много проблем.

Григорий.

Юрий. Проводим создание всех видов дренажных систем. Сразу можно сказать, что при сложных условиях лучше доверить работу профессионалам. Примером можно назвать расположение участка неподалеку от водоема или в низменности.

Наше очередное занятие посвящено самой большой ценности, которая есть в библиотеке, – КНИГЕ.

Мы с ребятами отправляемся в необычное путешествие, которое поможет познакомиться со структурой книги, её основными элементами.

Присоединяйся к нам!

На первый взгляд, все книги похожи: у них есть обложка, листы, корешок... А как вы думаете,

чем тогда они отличаются друг от друга?

– Есть книжки с рисунками, а есть – без...

– А еще книги отличаются своим внешним видом!

Вы совершенно правы! Недаром русская пословица гласит: «Встречают по одежке...». Только у книги вместо одежки – ОБЛОЖКА . Именно с нее начинается первое знакомство с книгой.

Итак, обложка – это покрытие книги, которое скрепляет листы и защищает их от повреждения. У тоненьких книг обложку обычно делают из той же бумаги, что и странички, только немного плотнее. У толстых книг, как правило, обложки очень плотные, не гнутся, а иногда сверху обклеены прочной бумагой или тканью. Такие обложки называют ПЕРЕПЛЁТОМ . Переплёт всегда твердый, крепкий, а обложка – мягкая. На них вы можете найти фамилию автора, название книги, иногда – издательство и год издания.

Переплет появился в XVIII веке. В старинных рукописных книгах переплет делали из древесины, перетянутой кожей. Украшали драгоценными камнями, золотом, уголки – кованные, а обложка часто закрывалась на специальные замки и служила, в основном, только для защиты книги и её украшений.

В современных книгах часто используют СУПЕРОБЛОЖКУ – съемную обложку из плотной бумаги. Она защищает переплёт от загрязнения и выступает как элемент книжного оформления. На ней могут быть указаны фамилия автора, заглавие, название издательства и т. д.

Самое время обратиться к «анатомии» книги: мы узнаем, из каких элементов она состоит.

АНАТОМИЯ КНИЖКИ



Каждому известно, что книжка состоит из СТРАНИЦ , но не все, наверное, обращали внимание на то, что эти страницы объединяются в тетради, которые образуют КНИЖНЫЙ БЛОК .

Если в книге меньше 48 страниц, её называют брошюрой.

А как получается, что листочки не выпадают из книги?

Тетради книжного блока скреплены между собой в КОРЕШКЕ , на котором, как правило, написано, как называется книга и кто её автор.

Сверху и снизу корешок блока украшается КАПТАЛОМ – тесьмой с утолщенным цветным краем, которая наклеивается на концы корешка и также служит для прочности книги.

В некоторых изданиях к корешку блока крепится ленточка – ЛЯССЕ , исполняющая роль закладки.

Корешок – край блока (книги, брошюры, журнала), место, где скреплены все технологические элементы издания (тетради, марля, каптал, ляссе и т. д.)

А теперь давайте откроем книгу.

Первое, что мы видим, – ФОРЗАЦ – двойной листок довольно плотной бумаги, соединяющий переплет с книжными страницами. Такой же форзац есть и в конце книги. Форзацы используют также для украшения: их делают из белой или цветной бумаги, помещают на них различные изображения: рисунки, фотографии, карты, таблицы, правила, формулы и т. д.

Слово «форзац» в переводе с немецкого означает «перед текстом», то есть идущий перед напечатанным текстом.

Перевернем форзац: перед нами первый лист книги – титульный. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ – это первая страница книги, на которой напечатаны её название, фамилия автора, издательство и год издания, то есть самые главные сведения.

Одно из значений слова «титул» в переводе с латыни – надпись.

Значит, из титульного листа можно узнать все-все о книге?

Именно так. Например, из ПОДЗАГОЛОВОЧНЫХ ДАННЫХ можно узнать жанр произведения, фамилии художника, переводчика и многое другое.

Внизу титульного листа располагаются ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ : название города, в котором издана книга, год её издания, издательство.

В некоторых книгах на самом верху титульного листа есть надзаголовочные данные – название серии или название учреждения, которое подготовило книгу.

В некоторых книгах частично сведения об издании выносятся на АВАНТИТУЛ . Эта страница в книге, предшествующая титульному листу. На ней издательства выносят свою марку, название серии или просто цитату, посвящение, крылатое выражение...

Слово «авантитул» происходит от французского avant - перед.

А это что за картинка напротив титульного листа?

Это ФРОНТИСПИС – лист с портретом автора или с главной иллюстрацией, раскрывающей смысл книги. Кстати, этот лист, как и авантитул, есть не во всех книгах.

Французское слово «фронтиспи́с» происходит от латинских слов frontis - лоб, перед и specio, spicio - смотрю; буквально - смотрю в лоб.

А можно ли узнать, о чем говоритсяв книге, не читая ее?

Конечно. Для этого необходимо познакомиться со справочным аппаратом книги . Это аннотация , предисловие , оглавление и др.

Знакомство со справочным аппаратом помогает выбрать книгу в библиотеке или в книжном магазине, лучше понять её содержание, быстро найти нужную информацию.

АННОТАЦИЯ кратко раскрывает содержание книги, её читательское назначение, иногда содержит сведения об авторе. Помещается она обычно на обратной стороне титульного листа или в конце книги, перед задним форзацем. Аннотация напечатана, как правило, мелким шрифтом.


Проверь себя!

Посмотри на эти два текста к книге Энн Хогард "Мафин и его весёлые друзья" и определи, какой из них – аннотация, а какой – обращение к читателю.

Более подробные сведения о книге можно узнать из ПРЕДИСЛОВИЯ – вступительной статьи перед авторским текстом.

Обязательно читай предисловие! Оно помогает лучше подготовиться к восприятию текста, понять его.

В древности всякий рассказ называли «словом», например, древняя повесть «Слово о полку Игореве». Это значение до наших дней сохранилось в слове «предисловие» – то, что перед словом, рассказом или иначе – перед текстом. Из предисловия можно узнать об авторе книги, ее содержании, героях. Предисловия обычно больше и подробнее аннотации. Иногда его пишет сам автор, рассказывая, как придумал эту книгу, как ее писал, кто ему помогал.

Иногда в конце книги помещают ПОСЛЕСЛОВИЕ . Это статья, расположенная после основного текста. Она содержит краткие итоги, выводы, дополнительные пояснения к книге.

Не забудьте заглянуть и на последние странички книги. Там, как правило, помещается ОГЛАВЛЕНИЕ . Еще его иногда называют СОДЕРЖАНИЕМ .

А для чего оно?

Из него вы узнаете, какие сказки, рассказы, стихотворения или статьи содержатся в книге и на какой странице они находятся.

В конце научно-популярных книг, энциклопедий помещают УКАЗАТЕЛИ – перечень имен, названий, предметов, о которых напечатано в издании.

При первом просмотре книги наше внимание всегда привлекают ИЛЛЮСТРАЦИИ .

Я очень люблю рассматривать картинки в книге.

Они такие яркие, красочные!

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

· организационный (институциональный) компонент - политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы, группы давления, профсоюзы, церковь, средства массовой информации.

· культурный компонент - политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы (политическая культура, политические идеи/идеологии).

· нормативный компонент - социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти, традиции и обычаи, моральные нормы.

· коммуникативный компонент - информационные связи и политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти, а также между политической системой и обществом.

· функциональный компонент - политическая практика, состоящая из форм и направлений политической деятельности; методы осуществления власти.

Структура - важнейшее свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.

Функции политической системы

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в её функциях. Выделяют следующие функции политической системы:

· Обеспечение политической власти для определённой социальной группы или для большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.).

· Управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей развития общества, конкретных программ в деятельности политических институтов).



· Мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение).

· Выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, чёткого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна).

· Удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей).

· Интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии).

· Политическая социализация (посредством которой формируется политическое сознание индивида и он включается в работу конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политическому участию и деятельности).

· Легитимация политической власти (то есть достижение определённой степени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам).

Габриэль Алмонд выделил ряд функций для сохранения системы:

· Политическая социализация - приобретение человеком политических знаний, ценностей, следование стандартам политического поведения в обществе и т. д.

· Адаптация к внешней и внутренней среде. Осуществляется с помощью подготовки и отбора субъектов власти.

· Реагирование на сигналы, идущие извне и изнутри системы.

· Экстракционная функция - черпаются ресурсы из внутренней и внешней среды.

· Дистрибутивная функция - согласование интересов различных групп внутри общества.

· Регулирующая функция - управленческие действия.

Место и роль государства в политической системе общества.

Государство является центральным элементом политической системы, т. к. политическая система общества появляется только вместе с государством, без государства не может быть и политической системы. Место и роль государства в политической системе определяется рядом его черт и признаков, которые ставят государство в особое положение по сравнению с другими субъектами политической системы.

Черты государства, определяющие его положение в политической системе, таковы:

Универсальность государственной власти. Государство - это организация, которая объединяет все общество в целом, универсальная организация. Ни одна другая организация не может конкурировать с государством по сфере охвата масс.

Государство обладает монополией на государственное принуждение. Только оно располагает армией, милицией и т. д. Хотя определенными средствами воздействия обладают и другие организации, эти средства не являются столь действенными.

Государство создает правовую основу организации и деятельности для других элементов политической системы, для их формирования. Во внутренние дела других организаций государство вмешиваться не должно, но внешне именно оно оформляет их деятельность.

- Государство обладает монополией на налоги и в руках государственной власти сосредоточен бюджет.

Государство обладает суверенитетом, является его главным субъектом, основным источником реализации политической власти. Вокруг него объединяются все остальные составляющие. Если партии и другие институты представляют интересы и позиции тех или иных категорий и группировок граждан в политической системе, то государство выражает всеобщий интерес.

Прерогатива государственной власти как составляющая его суверенности. Означает, что государство может разрешить, запретить, приостановить на своей территории деятельность любой другой власти, любых других субъектов политической системы.

Государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновластная организация в масштабе всей страны. Негосударственные организации такими свойствами и функциями не обладают. Они решают локальные по содержанию и объему задачи в строго определенной сфере общественно-политической жизни.

Некоторые авторы подчеркивают - и справедливо, - что государство лучше характеризовать не столько как главное, сколько как особое звено политической системы. Роль главного звена, охватывающего своей организующей и направляющей деятельностью активность всех структурных элементов, выполняет личность, в то время как особым звеном является государство.

39. Политическая деятельность - это деятельность, связанная с борьбой за интересы (прежде всего интересы материальные, экономические)больших социальных групп - классов, наций, народов, других социальных общностей. Поэтому и политика как сфера социальной деятельности, и политические партии появляются в связи с дифференциацией, расслоением общества на большие группы людей, имеющие свои, особые интересы. Через политичес­кие партии люди объединяются для борьбы за власть с тем, чтобы обеспечить общие интересы своей социальной или национальной группы, целого класса или народа.

1. Политическая партия - это общественное объединение, главной целью участия которого в политическом процессе является завоевание и осуществ­ление (или участие в осуществлении) государственной власти в рамках и на основе конституции и действующего законодательства.

2. Политическая партия - это организация, объединяющая индивидов на основе общности политических взглядов, признания определенной системы ценностей, находящих свое воплощение в программе, которая намечает ос­новные направления политики государства.

3. Политическая партия - это объединение, действующее на постоянной основе, имеющее формализованную организационную структуру.

Общественно-политические движения отличаются от партий тем, что они создаются для сравнительно узких, «адресных» целей: борьба за мир, защита окружающей среды (движение «зеленых») и т. п. Они не ставят перед собой задачу борьбы за власть, а лишь выдвигают перед властями определенные требования.

В демократических государствах запрещаются партии, которые использу­ют подрывные, насильственные методы борьбы за власть, партии фашистско­го, милитаристского, тоталитарного типа с программой, направленной на свержение власти, упразднение конституции, и с дисциплиной военного и полувоенного типа.

40. Взаимоотношения государства и общественных объединений служат важнейшим показателем демократичности государственной власти. Если государство стремится к сотрудничеству с общественными объединениями, обеспечивает их свободное развитие и функционирование, гарантирует их самостоятельность в решении внутриорганизационных проблем, то такое государство характеризуется как демократическое, поскольку оно способствует реализации важнейшего права человека - права на объединение в различные союзы, организации, творческие корпорации и т.д. с целью выражения и защиты своих интересов и достижения общих целей.

Отношения государства и общественных объединений носят двусторонний характер. Это означает, что государство определяет правовое положение общественных объединений, пределы их деятельности, объем полномочий и др., а общественные объединения участвуют в определении политики государства, в различных политических кампаниях, в контроле за деятельностью государственных органов. Например, в России общественные объединения используют широкие политические права и свободы, участвуют в выборах в представительные органы государственной власти и в органы местного самоуправления, проводят митинги, демонстрации, собрания, уличные шествия и т.д.

В юридической литературе311 выделяются три главных направления сотрудничества государства и общественных объединений:

Информирование государством общественных объединений о состоянии дел в той или иной сфере жизни общества, в том числе о принимаемых государственными органами решениях;

Совместная деятельность государства и общественных объединений в решении социально значимых проблем, например, избирательная кампания, охрана окружающей среды, охрана общественного порядка, охрана труда, охрана памятников культуры и др.;

Законотворчество и правотворчество: через депутатов и партийные фракции общественные объединения воздействуют на процесс правотворчества, изучают общественное мнение, проводят общественную экспертизу законопроектов, других нормативных правовых актов, организуют общественную экспертизу в области экологии, проводят благотворительные мероприятия и др.

Государство же в свою очередь контролирует:

Законность деятельности общественных объединений, в том числе путем регистрации их уставных документов, надзора за тем, чтобы их деятельность не выходила за пределы уставных целей и задач;

Законность источников доходов данных объединений; уплату ими установленных налогов, если они подлежат налогообложению.

41. Возникновение и развитие идеи правового государства

Правовое государство - это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.

Представления о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм общественной жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые бы обеспечивали гармоничное функционирование общества той эпохи. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право и, одновременно, ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считается справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона,- писал Аристотель,- нет места и (какой-либо) форме государственного строя”. Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и “общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.

Наиболее известные идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Маккиавелли и Ж. Боден. В своей теории Маккиавелли на основе опыта существования государств прошлого и настоящего объяснял принципы политики, осмыслял движущие политические силы. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период буржуазных революций в разработке концепции право-

вой государственности значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье и другие.

Надо отметить, что среди русских философов идеи правового государства тоже нашла отражение. Они излагались в трудах П. И. Пестеля, Н. Г. Чернышевского, Г. Ф. Шершеневича.

Так, Шершеневич отмечает следующие пути формирования и основные параметры правового государства: 1) для устранения произвола необходимо установление норм объективного права, которые определяют пределы свободы каждого и ограничивают одни интересы от других, в том числе и государственной организации,- отсюда идея господства права в управлении; 2) если личная инициатива требует простора, то государству достаточно ограничиться охраною субьективных прав; 3) чтобы новый порядок не нарушался самими органами власти, необходимо строго определить полномочия последних, отделив от исполнительной власти законодательную, утвердив самостоятельность судебной власти и допустив к соучастию в законодательстве выборные общественные элементы.

В послеоктябрьский период в нашей стране в силу объективных и субъективных факторов идеи правового государства вначале были поглощены требованиями революционного правосознания, а затем полностью исключены из реальной жизни. Правовой нигилизм при сосредоточении реальной власти в руках партийно- государственного аппарата, отрыв этой власти от народа привели к полному отрицанию в теории и на практике правовой организации общественной жизни на началах справедливости и в конечном счете к установлению тоталитарной государственности.

Советская государственность в период тоталитаризма не воспринимала идею правового государства, считая ее буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства.

42. 1. Экономическая, социальная и нравственная основы правового государства.

Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основу правового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан - носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

Нравственную основу правового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Правовое государство - это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

2. Основные признаки правового государства.

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты долж-

ны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов. Но они не совершенствуют и не изменяют законов.

Основной закон государства - это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции.

Верховенство закона, и прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.

2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития. В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо.

Правовой характер свободы индивида проявляется в различных сферах общественной жизни. Например, это права индивида на положительные действия государства в его интересах: право на неприкосновенность личности, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту и тому подобное. Степень развитости и гарантированности свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, экономическими и духовными предпосылками.

3. Взаимная ответственность государства и личности. Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строится на началах равенства и справедливости. государство берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями, ответственность правительства перед представительными органами, дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.

На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личнос-

ти, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Правовой характер взаимной ответственности государства и личности - это важная составная часть складывающегося в обществе права.

3. Принцип организации деятельности правового государства.

Правовое государство в отличие от деспотического или полицейского само ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил. центральное место среди них занимает такая норма, как разделение властей на три главные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип определяет, с одной стороны, верховенство законодательной власти, а с другой - подзаконность исполнительной и судебной властей. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий.

Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счете правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обусловливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придает общеобязательный характер нормам права.

Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей Конституции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Она носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом.

Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего в конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

43. Понятие «гражданское общество» в период семидесятилетнего существования советского государства не использовалось в преподавании теории государства и права, в научных исследованиях. Это объясняется тем, что социалистическая действительность, основанная на жесткой иерархии, резко расходилась с теорией гражданского общества. В настоящее время, в период демократических преобразований в России, осуществления экономических реформ раскрылся творческий потенциал концепции гражданского общества. В этой связи возникла необходимость обратиться к трудам мыслителей прошлого для выяснения генезиса (истории зарождения) понятия «гражданское общество».
Гражданское общество - это способ социальной жизни, основанный на праве и демократии; общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его эконо-мического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм.
Первые представления о гражданском обществе сложились давно, прошли длительную эволюцию, начиная с эпохи античного мира. Древнегреческий философ Аристотель основой гражданского общества называл частную собственность, которая способствует тому, что гражданин становится независимым и деятельным. Позднее вопросы этого плана нашли отражение в творчестве Цицерона. Он, обосновывая правовое равенство людей, писал: ¦ ...закон есть связующее звено гражданского общества, а право, установленное законом, одинаково для всех» .
В середине XVII в. английский философ Джон Локк в «Опыте о человеческом разуме» в обосновании социально-политической концепции опирается на естественное право и теорию общественного договора. Он утверждал, что основу гражданского общества составляет частная собственность, которая является священной и неприкосновенной.
Философскую характеристику устоев гражданского общества мы находим у И. Канта. Главной представляется следующая его идея: гражданская свобода личности, законодательно обеспеченная правом, есть необходимое условие самосовершенствования, гарантия сохранения и возвышения человеческого достоинства.
Значительный вклад в формирование представлений о гражданском обществе внес Г. Гегель. В его работе «Философия права» гражданское общество определяется как связь (общение) лиц через систему потребностей и разделение труда, правосудие (правовые учреждения и правопорядок). Здесь отмечено, что право-выми основами гражданского общества являются равенство людей как субъектов права, их юридическая свобода, индивидуальная частная собственность, незыблемость договоров, охрана права от нарушений, а также упорядоченное законодательство и авторитетный суд. «В гражданском обществе, - пишет Г. Гегель, - каждый для себя - цель... Но без соотношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей» .
Представления о гражданском обществе как о системе связей индивидов через экономические, правовые и другие отношения получили отражение в трудах К. Маркса и Ф. Энгельса. Они отмечают: благодаря высвобождению частной собственности из античной и средневековой общности, «государство приобрело самостоятельное существование наряду с гражданским обществом и вне его...» . И далее: «Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества» . В.И. Ленин не пользовался понятием гражданского общества ни применительно к капитализму, ни применительно к социализму.
Процесс становления гражданского общества сложен и противоречив, отличается длительностью. Можно сказать, что этот процесс не завершен ни в одной из существующих стран. Формирование гражданского общества - одно из необходимых условий продвижения России по пути проведения экономических, политических и правовых реформ, становления правового государства. В российском правоведении гражданское общество как социальное явление и как правовая категория стали предметом исследования в начале 90-х гг. В этот период произошли значительные изменения в сфере социально-экономических и политических отношений. Законодательно закреплялось многообразие форм собственности, упразднялась монополия коммунистической партии на государственную и общественно-политическую власть, была принята и введена в действие на территории России Декларация прав и свобод человека и гражданина. Этот акт за-крепил конституционно-правовое положение человека и гражданина как базирующееся на общечеловеческих ценностях, на признанных мировым сообществом нормах и принципах.

В сознании ученых-юристов, философов утверждается мысль, что гражданское общество должно быть сформировано и в современной России. И для этого есть основания, поскольку страна поставила задачу преобразовать экономику на основе признания частной собственности и предпринимательства, внедрить в общественно-политический строй элементы демократии, упрочить положение человека и гражданина, утвердить свободу. В Конституции России 1993 г. нет специальной главы, посвященной гражданскому обществу. Однако в ней закреплены многообразие форм собственности, включая частную, многопартийность, политический плюрализм, широкие экономические, политические и личные права и свободы человека и гражданина. Все это - необходимые предпосылки гражданского общества. В Конституции законодательно предусмотрена возможность формирования гражданского общества на основе частной инициативы, предпринимательства и рыночных отношений.
Гражданскому обществу, в том числе формирующемуся в России, должны быть свойственны определенные признаки, способствующие более глубокому осмыслению его природы.
Общество в России существовало всегда, но не всегда ему были свойственны элементы гражданского общества. Идея независимого гражданского общества в период функционирования административно-командной системы была отвергнута, т.к. ограничивала формы и способы вмешательства государства в жизнь самих граждан, прежде всего контроль за ними.
Если подойти к этому вопросу исторически, то надо отметить следующее: общество существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Переход от средневековья к новому времени - периоду формирования буржуазного общества - заложил предпосылки для формирования гражданского общества. Граждане буржуазных государств существенно отличались по своему социальному и правовому положению от безропотных подданных феодального общества. Граждане, в отличие от поддан-ных, являлись равноправными субъектами, реализовывали свои интересы в условиях действия права.
Гражданское общество - это такое социальное пространство, в котором люди взаимодействуют относительно свободно, без непосредственного вмешательства государства. Права, предоставленные гражданам Российской Федерации, позволяют им активно участвовать в политической жизни, свободно избирать представительные органы государственной власти и местного самоуправления. Определено также право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Конституция РФ гарантирует свободу деятельности общественных объединений. Заметим, что в тоталитарном государстве общество как определенный социальный организм как бы поглощено государством, лишено должной самостоятельности, це-ликом зависит от государства. В такой же зависимости от государства находится и личность.
Гражданское общество состоит из независимых от государства субъектов, действующих самостоятельно в рамках закона. Это - предприниматели, партии, общественные объединения, движения и иные негосударственные организации. Они определяют степень зрелости гражданского общества, его социальную значимость.
Гражданское общество функционирует в условиях равенства всех форм собственности, свободы предпринимательства и частной инициативы. При рыночной экономике государство лишается функций хозяина с неограниченными полномочиями, оно берет на себя обязанности защищать и обеспечивать экономические права и свободы человека. Конституция РФ закрепляет и законодательно обеспечивает свободу экономической деятельности, разнообразие в равноправие форм собственности и их равную правовую защиту. Право частной собственности рассматривается как реализация экономической свободы человека. В России признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Право частной собственности охраняется законом. Рыночные отношения возможны только при наличии свободных субъектов-собственников. Без возможности реального владения и распоряжения собственностью не может быть экономической свободы людей. Все сказанное способ-ствует получению правильного представления об основополагающих предпосылках гражданского общества.

Гражданское общество - это такое общество, где главным действующим лицом является человек - личность - субъект, обладающий экономической и политической свободой. Степень свободы человека непосредственно связана с закрепленными в Конституции его правами и свободами и комплексом конституционно-правовых гарантий, которые позволяют ему реально защищать свои права и свободы. В условиях гражданского общества изживает себя представление о человеке как «винтике» государственного механизма.
Гражданское общество должно способствовать тому, чтобы личность могла наиболее полно раскрыть свою индивидуальность, добилась успехов на каком-либо поприще, получила общественное признание. Это зависит от многих факторов, в том числе от желания и способности индивидуума приобрести и развить в себе определенные положительные свойства. Очевидно, в настоящее время наше общество не в состоянии создать необходимые условия для того, чтобы каждый индивидуум мог сформировать себя как личность сообразно своим способностям, интересам, потребнос-тям, хотя определенные благоприятные предпосылки для этого есть (возможность выражать свое мнение о конкретных государственно-правовых решениях, возможность стать единоличным или коллективным собственником промышленного предприятия, оборудования, сырья, предприятий торговли и т.д.).
В юридической литературе предлагается следующее определение гражданского общества: гражданское общество - это свобод- вое демократическое правовое общество, ориентированное на личность, обеспечивающее свободу творческой (предпринимательской и др.) деятельности, создающее возможность реализации прав человека и гражданина.
В исследованиях по этой проблеме рассматриваются не только признаки гражданского общества, но и его принципы. К их числу относят: приоритет прав человека в его взаимоотношениях с об-ществом и государством; свободу человека в экономической, личной и духовной жизни; идеологическое многообразие, политический плюрализм и многопартийность; открытость гражданского общества и его вовлеченность в мировое сообщество и др.

44. Соотношение правового государства и гражданского общества отмечено

В настоящее время разработан обширный комплекс геофизических приборов при контроле за разработкой (методы каротажа продуктивности), которые выпускаются различными геофизическими компаниями и мелкими геофизическими организациями. Необходимо подчеркнуть, что достоверность результатов и круг решаемых задач в значительной степени зависит от качества применяемых приборов.

Автономный прибор КСА-А5-36 «Сакмар» предназначен для

термогидродинамических исследований действующих скважин с давлением до 60 МПа и температурой до 120оС. Диаметр 36 мм. Прибор состоит из 5 датчиков и 4 модулей. Базовый модуль содержит 4 датчика-давления, температуры, локатора муфт, модулей расходомера, гамма-каротажа и блока питания.

Решаемые задачи:

- определение забойного давления;

- определение глубины установки оборудования, нахождение НКТ и пакеров. Прибор награждён дипломом международной выставки «Газ, нефть – 2000».

Автономный прибор КСА-А2-36-80/60 предназначен для регистрации давления, температуры при гидродинамических исследованиях. Манометр устанавливается в трубах или опускается в скважину.

Оба прибора запускаются в работу по команде оператора, по давлению или по заданному времени. Имеют энергонезависимую память. Время работы приборов 30 и 30 – 90 суток соответственно.

Прибор на кабеле АГАТ-КСА-36 состоит из 7 датчиков и 4 модулей - базовый модуль, модуль ГК, модуль влагомер или резистивиметр, модуль высокочувствительного расходомера со складывающейся турбинкой. Базовый модуль – датчик давления, температуры, термоиндикатора потока, расходомера и локатора муфт. Базовый модуль можно изменить самостоятельно.

Решаемые задачи:

- определение отдающих и поглощающих интервалов;

- определение профиля притока и приёмистости;

- определение давления;

- определение температурного режима;

- определение интервалов обводнения;

- определение интервалов негерметичности обсадной колонны;

- определение коэффициента продуктивности;

- определение гидропроводности и газопроводности;

- определение проницаемости;

- определение глубины установки оборудования и местоположения НКТ и пакеров. Отличие прибора АГАТ-К9-36 от предыдущего – он состоит из 9 датчиков и 5 модулей. Базовый модуль (можно применять самостоятельно) – датчики давления, температуры, влажности, термоиндикатора потока, гидроакустического датчика, локатора муфт. Остальные модули – модуль ГК, расходомера, индукционного резистивиметра и высокочувствительного расходомера со складывающейся турбинкой. Дополнительно прибором отбивается уровень жидкости.