Автомобильный сайт - За рулем

Автомобильный сайт - За рулем

» » Дьявол как рыкающий лев. Желания греховной природы

Дьявол как рыкающий лев. Желания греховной природы

Если бы в нас не рождались желания греховной природы , нам все равно было бы необходимо иметь дело с врагом, который пытается уничтожить наши души . Я, конечно же, говорю о сатане , заклятом враге Бога, приговоренном на вечность в аду. Он хочет забрать с собой туда как можно больше людей. Апостол Петр предупреждал нас: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить" (1 Петр. 5:8).

Мы можем быть уверены, что каждый раз, когда мы испытываем искушение удовлетворить законную потребность незаконным способом, один из ангелов сатаны подмигивает нам, настойчиво предлагая сделать неправильный выбор .

Как работает дьявол и его "любимцы"? В общем, если бы люди знали, что он стоит за их спиной, то большинство из них, а особенно мы, христиане, безусловно, бежали бы подальше от него. Сатана это знает, и он достаточно умен, чтобы работать на волне нашего естественного и вполне обоснованного отвращения к нему.

Подумайте о том, как произошло искушение Адама и Евы в Эдемском саду. Пытался ли он приказать им грешить? Нет. Предупредил ли он их, что если они не повинуются Богу, то они разрушат свою дружбу с Ним, непомерно отяготят свою собственную жизнь и навлекут проклятие на все человечество? Безусловно, нет. Он обманул их. Он солгал. Он внушил им мысль, что Бог скрыл от них что-то хорошее, оберегая от них плод того дерева; он внушил им веру в то, что для них лучше всего сделать то, что Бог запретил. И они приняли эту ложь .

Иисус сказал о сатане, что он "не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи" (Иоан.8:44). Апостол Павел писал о нем: "Потому что сам сатана принимает вид Ангела света. А потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды" (2Кор.11:14-15).

Когда мы послушны Богу и поступаем правильно, живем в свободе от господствующих греховных желаний, дьявол и его когорта пытаются убедить нас, что плохо - это хорошо, что черное - это белое, и неправильные дела могут быть оправданы "попыткой угодить Господу". Все это ложь, и он законченный лжец. Он, должно быть, самый искусный в этом деле, "потому что сначала диавол согрешил" (1Иоан.3:8).

"У каждой развилки дорог, - сказал однажды мудрец, - дьявол соблазняет морковкой на неправильный путь". Он отделает эту морковку так, что покажется, будто это самая вкусная еда на свете. Но путь, на который она нас выведет, когда мы попытаемся получить ее, ведет в ад, а не на Небеса.

Поймите также, что сатана прекрасно всех нас знает . Он знает наши нужды - он наблюдал за человечеством еще со времен Адама и Евы. Он смотрит в наше естество и видит, какая потребность является нашим слабым местом , какая из них не удовлетворена и не подчинена господству Иисуса Христа. Если у нас есть такие сферы в жизни, то мы можем быть уверены, что он обнаружит их и будет искушать нас именно в этом месте .

Два последних романа Фрэнка Перетти "Тьма века сего" и "Пронзая тьму" были очень популярны в основном благодаря тому, что они показывают, как сатана и его бесы атакуют и контролируют людей в наше время . Хотя эти романы невозможно сравнить с Писанием, ведь они созданы воображением одного христианского писателя, они тем не менее убедительно описывают реальность бесов и духовной войны . Сатана жив и действует в нашем мире, пытаясь обмануть и уничтожить всех, кого возможно. Не давайте ему одурачить вас.

Как доктору, который ставит диагноз болезни своему пациенту, нам необходимо найти причину проблемы, прежде чем пойти дальше и выписать необходимое лекарство. И теперь, зная, почему греховные желания могут порабощать нас, рассмотрим следующую часть картины - как они порабощают.

Иак 4,7: “Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас”.

1Пет 5,8: “Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить”

Общепринятое толкование

Эти места употребляются в качестве доказательства того, что диавол является подобным льву чудовищем, который ищет среди людей, кого бы поглотить, а потому Христиане должны быть начеку.

Комментарии

1. Диавол - “как рыкающий лев”. Верующие, что диавол - это чудовище, настаивают, что подобные стихи нужно понимать буквально. Однако в таком случае возникает трудность, ибо диавол в Откр 12,9 так же описывается как змеем и драконом, и человеком в Ин 6,70. Если всё это надо понимать буквально, тогда становится не понятным, на кого все-таки похож диавол.

2. Грех порождается внутри нас (Иер 17,9; Иак 1,14-15). Снаружи нас нет никого, кто бы понуждал нас грешить (Мк 7,21-23). Учитывая все эти такие ясные и бесспорные высказывания, обсуждаемые нами сейчас места не могут служить доказательством существования какой-то личности, понуждающей нас грешить, ибо Библия не противоречит сама себе.

3. Если диавол может ходить, как рыкающий лев, то почему его никто не видел и не слышал?

4. Как бдительность и противостояние человека могут заставить диавола бежать, если он обладает сверхчеловеческими возможностями?

5. Здесь говорится о том, что диавол может “поглощать” людей. Во 2Тим 2,26 сказано, что он уловляет людей в свою волю, т.е. чтобы они следовали за ним (ср. с 1Тим 5,15). А потому поглощение не может быть буквальной смертью. Когда рыкающий лев поглощает человека, то он на самом деле сначала убивает его, а уж потом поглощает. Ну, а если поглощение не буквально, тогда не буквален и лев. Всё, и “поглощение” и “хождение” и “лев” являются образным описанием образного понятия “диавол”.

6. В Писаниях очень часто встречается сравнение людей со львом (например, Пс 21,13,14, где говорится о распявших Христа Иудеях; Пс 56,5; Пр 28,15). Павел, рассказывая о своем успешном первом противостоянии обвинителям, говорит, что он “избавился из львиных челюстей” (2Тим 4,17), тем самым сравнивая Римский суд со львом. А потому диавол, ищущий кого поглотить, может означать как Римлян, так и Иудеев, ищущих возможность, обвинить и осудить живущих среди них Христиан. Именно по этой причине Павел пишет о том, как нужно жить Христианину, дабы не дать диаволу возможности привести их на суд (2Кор 2,11; 1Тим 5,14-15; 3,6-7; 2Тим 2,26; 2Кор 11,12).

Между 2Тим 4,17, где говорится об избавлении Павла от львиных челюстей и 2Тим 3,11-13, где рассказывается о гонениях Павла Иудеями, много общего, ибо Павел говорил, что “от всех (гонений и страданий) избавил меня Господь… и избавит меня Господь от всякого злого дела” (Иудейских лжеучителей - см. “Возможные объяснения”, № 2 на 1Тим 5,14-15).

Таким образом этого диавола в образе льва можно истолковать двояко: а) как наши злые похоти и б) как злые похоти Римского и Иудейского миров.

Возможные объяснения

Иак 4,7

1. В предыдущих стихах о диаволе говорится, как о наших злых похотях: “дух, живущий в нас… Бог гордым противится” (ст 5-6).

2. Наша гордость порождает наши злые похоти (Гал 5,19; Мк 7,21-23). Диавол - это мы сами. Мы двоедушны, а потому нам нужно исправлять сердца (Иак 4,8). Если мы не противимся диаволу, он становится нам ближе - или же наши злые похоти глубже проникают в нас. Если же мы покоряемся Богу, приближаясь к Нему, то и Бог приближается к нам (ст 8). Если мы смиряемся (ст 6) и не двоедушничаем в противостоянии диаволу (ст 8), живя исключительно по одному только слову Божиему, тогда диавол убежит от нас. По своему личному опыту каждому из нас хорошо должно быть известно, когда мы сознаем свои похоти и стараемся противостоять им (диаволу), они отступают, бегут от нас.

3. В Еф 4,27 говорится то же самое: “и не давайте места диаволу” (см. комментарии к этому стиху).

4. “Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные” (Иак 4,7-8). Это – описание человека, приближающегося к Богу, и Бога, приближающегося к человеку. Чем ближе человек к Богу, тем дальше от него убегает диавол.

Таким образом, чем больше мы прилагаем духовных усилий для приближения к Богу, тем шире становится пропасть между нами и диаволом. Так же обратите внимание на то, что Иаков говорит о приближении к Богу через покаяние – “очистите руки…” Это напоминает Лк 15,20, где отец (или же Бог) спешит на встречу своему раскаявшемуся блудному сыну, приближаясь к нему, по мере его приближения. Очищение рук и исправление сердец, о которых говорится в ст 8 и которыми преодолевается диавол, происходит благодаря очищению “банею водною посредством слова” (Еф 5,26), а также благодаря освящению тем же словом (Ин 17,17). Таким образом получается, что слово побеждает диавола, или же наши злые помыслы, ибо очень часто приходится замечать, как слово меняет человека.

5. Противостояние диаволу заставляет бежать его. Так что существует неразрывная связь между противостоянием и его бегством -–Христианам необходимо бежать от диавола и противостоять ему. Иисус Христос назидал Христиан бежать от Иудейского диавола при гонениях, а так же бежать от религиозных заблуждений (Мф 10,23; Деян 13,50-51; Ин 10,5). В Мф 24,16 Он предупреждал Своих учеников, чтобы те бежали от Римского диавола.

6. В Деян 6,10 написано о том, как Христиане противостояли Иудейскому диаволу: “но не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он (Стефан) говорил”. В Лк 21,12,15 говорится о том, что они могли противостоять как Иудейскому, так и Римскому диаволу: “возложат на вас руки… предавая в синагоги (Иудейский диавол) и в темницы, и поведут пред царей и правителей (Римский диавол)… ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся (как Иудеи, так и Римляне) вам”.

Мы уже говорили о том, что Еф 6,11-13 вполне может подходить к описанию Иудаизма и Римской империи, созданных на “день злый” для гонений церкви. “Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый” (Еф 6,13) – т.е. церковь могла успешно (по крайней мене в конечном итоге) противостоять, бороться как с Иудаизмом, так и с Римским государством.

1Пет 5,8 (Возможные объяснения. Продолжение)

1. Самый главный наш противник – наши злые похоти.

2. Между 1Пет 5,5-10 и Иак 4,7-9 много общего. Нижеследующая таблица дает представление об этой общности.

Иак 4,6-11

1Пет 5,5-9

“Итак покоритесь…”

“Повинуйтесь”.

“Смиритесь пред Господом, и вознесет вас”.

“Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас”.

“Не злословьте друг друга”.

“…подчиняясь друг другу…”

“Бог гордым противится, а смиренным дает благодать”.

“Противостаньте диаволу”.

“Диавол… Противостойте ему”.

Итак, диавол в Иак 4,7 – то же самое, что и в 1Пет 5,8 – наши злые похоти, а так же Иудаизм и Римская империя.

3. В 5-й главе своего 1-го Послания Петр говорит об усердии (ст 2) и смиренномудрии (ст 5), Христианские качества, помогающие им все заботы в этой жизни возлагать на Бога (ст 7). А для того, чтобы Христиане могли так относиться к миру сему, им необходимо трезвиться и бодрствовать, т.е. иметь здравое мышление, которое является противником больному воображению, или же диаволу (ст 8). Или, как о том писал Павел в Рим 12,16: “Будьте единомысленны между собою; не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным; не мечтайте о себе”. Именно поэтому в ст 9 Павел утешает верующих тем, что говорит им, что все их братья во всем (Римском) мире переживают те же самые трудности, ибо все верующие везде ведут одну и ту же битву со своим противником диаволом, со своими злыми похотями – и это приносит довольно-таки сильное утешение, особенно когда чувствуешь, что твое искушение необычно и слишком сильно.

4. Противостойте диаволу твердою верою, или же одной верою, которая основана исключительно на слове Божием (Еф 4,4-6). Таким образом слово Божие преодолевает диавола. То же слово одолевает и злые похоти и помышления, из чего можно прийти к заключению, что диавол как раз и является этими похотями и помышлениями. “И сия есть победа, победившая мир, вера наша” (1Ин 5,4) – из чего следует, что “мир” = “диаволу”. В 1Ин 2,16 перечисляется все то, из чего состоит мир сей: “похоть плоти, похоть очей и гордость житейская”.

5. О том, что диаволом, которому должны были противостоять Христиане, были Римская власть и Иудаизм, говорится в комментариях к Иак 4,7.

6. 1Пет 5,9: “Такие же страдания случаются и с братьями вашими в мире”. Под словом “мир” часто подразумевается власть Римского мира, ибо во всей Римской диавольской империи Христиане подвергались гонениям (особенно во времена императоров Нерона и Домициана). Мы уже раньше говорили о том, как диавол олицетворял Римскую власть, при помощи которой Христиан старались подвергнуть унижениям как сами Римляне, так и Иудеи (вспомните, как Иудеи искали уловить Иисуса Его же словами в Лк 11,54, и искали “доказательства на то, Христос ли говорит” в Павле – 2Кор 13,3).

7. О членах Иудейского сатаны говорится, что и они тоже “ходят” – ходят так же, как ходит диавол в 1Пет 5,8 (например, Ин 12,35 и вся глава; Рим 14,15 - поступать; 2Кор 4,2 – прибегать. Одно и то же греческое слово).

8. Этому месту параллельно Иез 22,25: “Заговор пророков ее среди нее - как лев рыкающий, терзающий добычу; съедают души, обирают имущество и драгоценности, и умножают число вдов”. Так что Павел мог говорить о некоторых отступниках от веры Иудеях в Иерусалиме, которые хотя и имели вид праведников, но были виновны в духовном разорении народа. Они точь-в-точь походили на Иудейского диавола первого столетия, рыкающего, как лев. Обратите внимание, что этот “лев рыкающий” обирал “драгоценности”. Интересно, является ли простым совпадением то, что Петр в своих Посланиях восемь раз называет “драгоценным” то, из чего состоит Христианская вера, то, что Иудейский диавол пытается погубить? Это слово встречается во всем Новом Завете еще только двенадцать раз.

9. Слово “противник” в этом месте может означать “соперника” на суде (Мф 5,25), намекая на преследование Христиан по суду Римскими властями, или же диаволом. Всё, чего хотел Петр, предупредить и приготовить Христиан к грядущим на них гонениям от рук Римского и Иудейского диавола (1Пет 5,9; 4,12,16-19).

10. Греческое слово, переведенное здесь как “противник” не то же самое слово, которым переводится “сатана”. Оно так же встречается в Лк 12,58: “Когда ты идешь с соперником своим к начальству (во времена гонений – ст 53), то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привел тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу”. В другом параллельном месте, в Мф 12,25, написано: “Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу”. Здесь соперником (противником) является брат (Мф 5,24). Сопоставляя вместе Мф 5,25 и Лк 12,58 получаем, что соперники (противники) верующих восстанут из них же самих, из их же братьев. Однако в 1Пет 5,8 этот противник называется диаволом, рыкающим львом – соперником в суде, из чего можно предположить, что гонения извне Римскими и Иудейскими властями происходили не без содействия братьев самой экклесии, что в точности подходит образу “диавола”, нарисованного в 1Пет 5,8 - противника, ищущего кого бы поглотить – ибо члены экклесии из Иудеев искали любой возможности, дабы наложить лапы на братьев, чтобы отдать их Римским, или Иудейским властям.

Нам все равно было бы необходимо иметь дело с врагом, который пытается уничтожить наши души . Я, конечно же, говорю о сатане , заклятом враге Бога, приговоренном на вечность в аду. Он хочет забрать с собой туда как можно больше людей. Апостол Петр предупреждал нас: "Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диявол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить" (1 Петр. 5:8).

Мы можем быть уверены, что каждый раз, когда мы испытываем искушение удовлетворить законную потребность незаконным способом, один из ангелов сатаны подмигивает нам, настойчиво предлагая сделать неправильный выбор .

Как работает дьявол и его "любимцы"? В общем, если бы люди знали, что он стоит за их спиной, то большинство из них, а особенно мы, христиане, безусловно, бежали бы подальше от него. Сатана это знает, и он достаточно умен, чтобы работать на волне нашего естественного и вполне обоснованного отвращения к нему.

Подумайте о том, как произошло искушение Адама и Евы в Эдемском саду. Пытался ли он приказать им грешить? Нет. Предупредил ли он их, что если они не повинуются Богу, то они разрушат свою дружбу с Ним, непомерно отяготят свою собственную жизнь и навлекут проклятие на все человечество? Безусловно, нет. Он обманул их. Он солгал. Он внушил им мысль, что Бог скрыл от них что-то хорошее, оберегая от них плод того дерева; он внушил им веру в то, что для них лучше всего сделать то, что Бог запретил. И они приняли эту ложь .

Иисус сказал о сатане, что он "не устоял в истине, ибо нет в нем истины; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи" (Иоан.8:44). Апостол Павел писал о нем: "Потому что сам сатана принимает вид Ангела света. А потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды" (2Кор.11:14-15).

Когда мы послушны Богу и поступаем правильно, живем в свободе от господствующих греховных желаний, дьявол и его когорта пытаются убедить нас, что плохо - это хорошо, что черное - это белое, и неправильные дела могут быть оправданы "попыткой угодить Господу". Все это ложь, и он законченный лжец. Он, должно быть, самый искусный в этом деле, "потому что сначала диавол согрешил" (1Иоан.3:8).

"У каждой развилки дорог, - сказал однажды мудрец, - дьявол соблазняет морковкой на неправильный путь". Он отделает эту морковку так, что покажется, будто это самая вкусная еда на свете. Но путь, на который она нас выведет, когда мы попытаемся получить ее, ведет в ад, а не на Небеса.

Поймите также, что сатана прекрасно всех нас знает . Он знает наши нужды - он наблюдал за человечеством еще со времен Адама и Евы. Он смотрит в наше естество и видит, какая потребность является нашим слабым местом , какая из них не удовлетворена и не подчинена господству Иисуса Христа. Если у нас есть такие сферы в жизни, то мы можем быть уверены, что он обнаружит их и будет искушать нас именно в этом месте .

Два последних романа Фрэнка Перетти "Тьма века сего" и "Пронзая тьму" были очень популярны в основном благодаря тому, что они показывают, как сатана и его бесы атакуют и контролируют людей в наше время . Хотя эти романы невозможно сравнить с Писанием, ведь они созданы воображением одного христианского писателя, они тем не менее убедительно описывают реальность бесов и духовной войны . Сатана жив и действует в нашем мире, пытаясь обмануть и уничтожить всех, кого возможно. Не давайте ему одурачить вас.

Как доктору, который ставит диагноз болезни своему пациенту, нам необходимо найти причину проблемы, прежде чем пойти дальше и выписать необходимое лекарство. И теперь, зная, почему греховные желания могут порабощать нас, рассмотрим следующую часть картины - как они порабощают.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее». (Иов.2:2)
«львы рыкают о добыче и просят у Бога пищу себе». (Пс.103:21)
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». (1Пет.5:8)
«И было время и было так: спросил Господь, откуда ты пришел сатана? И отвечал ему диавол, ходил я по земле, и как лев рыкает, прося пищи, прошу я у тебя добычи себе, законной, от среды грешных... А по сему братия, будьте трезвыми умом и чувствами и бодрствуйте, ибо сатана, как лев рычащий ищет, и жаждет, поглотить грешника, свою законную добычу». (из поучений сирийского монаха)

Из слов Писания, приведенных мной выше, и из поучений сирийского старца, мы можем, даже больше того, должны, вывести для себя духовный закон - закон христианской бдительности и усердия. Исходя из этого закона, мы, друзья, всегда должны быть бодрыми духом и трезвыми. Трезвыми, это значит - рассудительными, благоразумными, здравомыслящими, не глупыми. А будучи таковыми, мы будем осознавать одну простую, но очень важную истину: то, что мы уповаем на Бога, возлагая на него все свои заботы, совсем не означает, что сами мы должны сидеть сложа руки. Тут уместно в качестве примера вспомнить совет, который давал своим солдатам, английский политик и полководец Оливер Кромвель. Он говорил им: «Веруйте в Бога и держите порох сухим».

Что же для нас конкретно значат эти слова и этот закон? А то, что мы должны постоянно следить за своим сердцем, за своими чувствами, и своими мыслями, чтобы не попасться на искушения сатаны, согрешив при этом словом или делом, и не стать его добычей. Помните что чувственное сердце - это животное, например лошадь, а ум - это всадник, который должен контролировать своего коня, свои чувства. Если всадник не будет контролировать лошадь, то он или никуда не приедет, или приедет не туда, куда надо бы. Так и наши чувства (сердце), если мы не будем их контролировать постоянно, мы или никуда не будем двигаться (развиваться) духовно, или будем двигаться (развиваться), но не в сторону истины.
Апостол Петр, когда писал эти строки: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол, ходит как рыкающий лев, ища, кого поглотить». (1Пет.5:8), прекрасно осознавал, что при этом, наша христианская бдительность, обязана быть неусыпной, осознавал потому, что всегда помнил тот случай, когда он и его друзья спали в Гефсиманском саду, в тот самый момент когда, следуя просьбе Христа, должны были бодрствовать вместе со Спасителем (Мат. 26,38.46), и тот момент, когда «дьявол овладел» им, и он отрекся от своего Господа. (Матф.26:70)

Христианин – как человек верующий, просто обязан, для своего же блага, ради своего же спасения, вкладывать все свое старание и усилие, являя крайнюю бдительность, для того, чтобы жить для Христа и во Христе. Из того, что сказано мной сейчас, мы, опираясь на слова Писания, можем вывести еще один духовный закон - закон христианской стойкости.
Ведь как сказано не раз, дьявол, подобно льву, непрестанно пребывает в поисках людей, которых он мог бы погубить. И для того чтобы устоять перед нападениями сатаны, вера человека должна быть, не только бдительной и постоянной, но и подобной прочной стене, о которую разобьются тщетные усилия дьявола. Дьявол, как хулиган, который отступает всегда, когда встречает смелое сопротивление в силе Иисуса Христа.

А как же мы можем ему противостоять? Я об этом говорил не однократно в своих проповедях, но кратко, друзья, повторюсь.
Во-первых, читайте Писания, духовную литературу, молитесь. И если ваши помыслы и ваша душа будет занята Богоугодными делами и размышлениями, то для сатаны не останется времени и места в вашем уме, в вашей душе, в вашей жизни. Покоряйтесь Богу, со смирением и благодарностью переносите трудности и искушения, старайтесь делать твердым ваше звание христианина и избрание, через упование на Господа, отбрасывая всякое уныние. Облекайтесь во всеоружие Божье. Подпоясавшись поясом истины Христовой, возьмите щит веры крепкой, наденьте шлем спасения, дарованного нам Иисусом, и сражайтесь, мечем духовным – Словом Божьим. И молитесь во всякое время, чтобы Дух Святой исполнил вас, чтобы Господь дал вам сил. И если вы поступите так, начнете духовное сражение с сатаной, вы сможете победить лукавого, угашая щитом веры все его раскаленные стрелы, и духовная победа над лютым зверем, диаволом - сатаной, милостью Господней, будет за вами.

Богу нашему слава, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

239 . Итак, пока мы здесь, будем блюсти образ, дабы там нам достигнуть истины. Пусть царит (sit) в нас образ справедливости, образ мудрости, потому что настанет день, когда нас будут судить по (этому) образу.

240 . Пусть же враг не найдет в тебе своего образа, (пусть не найдет в тебе) ярости и бешенства, потому что в них образ непотребства. Враг же диавол, как лев рыкающий, ищет, кого бы он мог убить (или) кого поглотить (Ср. , 8). Да не найдет (в тебе) жадности к золоту, (да не найдет) у тебя скопленнаго в большом количестве (acervos) серебра (или) идолов пороков, да не лишит тебя голоса свободы… Голос свободы – это когда ты можешь сказать: «Придет этого мира князь и во мне не найдет ничего» (). Итак, если ты уверен в том, что он ничего не найдет в тебе, когда придет испытать (твои мысли и дела), то ты скажи то, что патриарх Иаков сказал Лавану: Изследуй, есть ли у меня что либо из твоего () . По справедливости блажен Иаков, у котораго ничего из своего не мог найти Лаван! Ибо Рахиль скрыла (принадлежащия ему) золотыя и серебреныя изображения идолов.

241 . Итак, если мудрость, вера, презрение к миру (этому), если любовь (gratia) твоя покроет твою неверность, (проявляющуюся в нарушении заповедей), то ты будешь блажен, ибо ты не обращаещь внимания на суету и неистовство ложныя (). Разве маловажно – лишить врага голоса, чтобы он не имел данных к обвинению тебя, в чем бы то ни было (ut arguendi te non possit habere auctoritatem)? Итак, кто чужд забот о суетном (non respicit in vanitates), тот и не может быть смущен, а кто прилежит суетному, тот смущается, и притом совершенно тщетно. Что же иное, как не суетность – собирать богатства? Ибо искание тленнаго достаточно уж свидетельствует о суетности (vanum est satis). Пусть ты соберешь богатства, но можешь ли ты знать (наверное), что тебе прйдется владеть им?

242 . Разве не суетно, что купец днем и ночью находится в разъездах, чтобы накопить богатства (aggregare possit thesauri acervos), скупает товары, безпокоится о цене, чтобы не пришлось ему продать в убыток, следит за ценами разных рынков (locorum), и вдруг или зависть к его широкой (famosae) торговле понуждает разбойников (к нападению на него) или же сам он, не дождавшись попутнаго ветра, нетерпеливо пускается в поиски за наживой (dum lucrum quaerit) и терпит кораблекрушение?

243 . Не суетно ли также волнуется тот, который с большим трудом собирает (сокровища), о которых он не знает, какому наследнику они достанутся? Часто то, что корыстолюбец собрал с особенной заботливостию, это роскошествующий наследник (быстро) растрачивает своей безумной (praecipiti) расточительностию; и (вот) долго накоплявшееся у безнравственнаго мота, слепого к настоящему и непредусмотрительнаго в отношении к будущему, уплывает как бы в какую бездну (qua dam absorbet voragine). Часто также желанный наследник, почувствовав ненависть к наследству, при скоропостижной смерти, завещает чужим доставшееся ему наследство (aditae succesionis compendia).

244 . Зачем ты напрасно ткешь паутину, которая (ты знаешь) и безполезна, и безплодна, и, точно ненужныя сети, оставляешь большия богатства. Ведь эти последния, при всем изобилии нисколько не полезны (для тебя), даже, напротив, (вредны, потому что) совлекают с тебя образ Божий и облекают в земной? Если кто имеет изображение тирана, то разве он не подлежит осуждению? Ты отлагаешь образ вечнаго Царя (imperatoris) и принимаешь образ смерти? Извергни же из города твоей души образ диавола и прими образ Христа. Пусть этот последний сияет в тебе, в твоем городе, т. е. пусть блистает твоя душа, забывшая образы пороков, о которых Давид говорит: «Господи, во граде твоем в ничто ты обратишь образы их» () . Ибо когда Господь изобразит Иерусалим по своему образу, тогда погибнет всякий образ врагов.